Персоналии > Памятные имена:

Аймауытов Жусупбек

Аймауытов (Аймаутов) Жусупбек Аймауытович[1]

(8.03.1889-21.04.1930)

Родился в ауле Кызылтау Павлодарского уезда Семипалатинской губернии (ныне аул Жусупбека Аймаутова).

«Родился в ауле Дандибая в местности «Қараның адыры» у подножия горы Кызылтау. Из рода суйндик, далее кулик, с Султанмахмутом родня в восьмом поколении», — так писал сам писатель.

Происходит из подрода Құлболды рода Суйиндык племени Аргын.

Многожанровый писатель, основоположник драмы и романа на казахском языке, учёный, просветитель, педагог, психолог. А также - актер, режиссер, композитор.

.

Биография

Жил в бедной семье, но его прадеды Дандебай и Куан были уважаемыми и образованными людьми из знатного рода.

С детства обучался арабской грамоте, кузнечному делу и резьбе по дереву.

Вопреки воле родителей, не желавшим далеко отпускать своего сына, уезжает в Павлодар, где поступает в русско-казахскую школу.

В 18 (?) лет Жусупбек одну зиму проучился в русской школе, затем два месяца в казённой сельскохозяйственной школе, где выучил русский язык.

В 1911—1914 годах - аульный учитель.

В 1914 году успешно заканчивает школу и поступает в Семипалатинскую учительскую семинарию (которую так же успешно заканчивает в 1918 году). Здесь он знакомится с Канышем Сатпаевым и Мухтаром Ауэзовым. Вместе с Ауэзовым в 1917 году он основывает казахскую молодёжную организацию «Жанар». Становится редактором журнала «Абай», который с 1918 года стал издавать в Семипалатинске с помощью Ауэзова. Позже классик казахской литературы Мухтар Ауэзов называл Аймаутова своим учителем. Занимаясь в семинарии, Жусипбек Аймауытов попутно работал чеканщиком, столяром, плотником, сапожником, изготовлял домбры.

С 1917 по 1919 год состоял в национально-демократической партии «Алаш - Орда». Вместе с А. Байтурсыновым, М. Дулатовым, и другими видными деятелями национальной либерально-демократической интеллигенции, он активный член руководства партии «Алаш – Орда».

В 1919 году после выхода из партии «Алаш» он участвовал в становлении Советской власти в Павлодарском Прииртышье.

В 1919-1920 гг. он преподает на педагогических курсах г. Семея.

В январе 1920 года Жусупбек Аймаутов вступает в ряды Коммунистической партии, и с этого времени начинается его интенсивная и целенаправленная литературная и общественная деятельность.

В 1919—1922 избирался делегатом учредительного съезда Советов Казахстана, членом Президиума ЦИКа и коллегии Наркомпроса республики, членом редакционной коллегии при Госиздате, был начальником Семипалатинского губернского отдела просвещения, редактором газеты «Қазақ тілі».

В 1922—1924 годах он работает заведующим начальной школы в Каркаралинске, затем в Оренбурге.

В 1924—1926 — литературный сотрудник газеты «Ак жол» (Ташкент).

В 1926—1929 — директор Шымкентского педагогического техникума.

В 1929 году он переезжает в Кызыл-Орду для работы в газете «Енбекші қазақ».

Его жизнь оборвалась в тот момент, когда настоящий талант художника, казалось бы, только раскрывался, находя устойчивую опору в богатом жизненном опыте — ему был всего лишь 41 год. Но даже такая ранняя смерть в расцвете творческих сил, суровая эпоха, в которую жил и творил Аймаутов, не помешали ему проявить свою многогранную личность и стать первопроходцем во многих аспектах культурной и научной жизни казахского общества.

.

Репрессии

Его статьи не понравились властям.

Трагическую роль в судьбе Жусупбека Аймаутова сыграло письмо И. В. Сталина о газете «Ақжол», которое положило началу кампании по устранению старой национальной интеллигенции от общественно-политической деятельности.

7 апреля 1925 года ЦК РКП(б) с подачи Н. И. Ежова, будущего секретаря ЦК партии и главы НКВД СССР, выносит решение о закрытии казахской газеты «Ақ жол» якобы за ее националистическую направленность. Редакция газеты разгоняется.

В 1925 году по различным доносам Ж. Аймаутов был исключен из партии.

И вскоре он был арестован по ложному обвинению в присвоении пожертвований, выделенных для голодающих Тургая, Кустаная, Актобе. Привлекался к суду, но был оправдан.

Характерной особенностью Ж. Аймаутова было присущее интеллигенции того периода чувство сострадания. Именно оно заставило его в годы великого голода принять участие в создании семипалатинского фонда «Жанар», целью котрого было оказание помощи умирающему от голода населению. В состав комиссии вошли Алихан Букейханов, Миржакып Дулатов, Мухтар Ауэзов. Сбор помощи производился чаще всего скотом. Позже, его обвинят в присвоении пожертвований. Будучи блестящим оратором и кристально честным человеком, он сумел отстоять свою правоту. Примечательны его доводы об историческом праве казахов, построенном на доверии и устоях. «Я придерживался этих отцовских обычаев. Совестно и неудобно брать расписки от голодающих», — сказал Жусупбек Аймаутов в свое оправдание.

Но через непродолжительное время - 20 мая 1929 года - Жусупбек Аймаутов был снова арестован, теперь по обвинению в контрреволюционной деятельности - якобы за участие в подпольной буржуазной националистической организации - и препровожден в Москву.

Расследование длилось целый год, и при этом не было ни одного доказательства в предъявленных обвинениях. Несмотря на это, без суда и следствия, 4 апреля 1930 года заочно было принято решение о расстреле писателя.

Осуждён коллегией ОГПУ и расстрелян 21 апреля 1930 года.

Похоронен на Ваганьковском кладбище в братской могиле вместе с другими репрессированными.

Творческое наследие Жусупбека Аймаутова в течение многих десятилетий было под запретом. И только 4 ноября 1988 года Верховный суд Казахстана полностью реабилитировал великого писателя ввиду отсутствия в его действиях состава преступления.

Жусупбек Аймаутов, занесен в «Книгу Скорби», выпуск 1 (1996 г.), которая включает списки лиц, расстрелянных в период массовых политических репрессий в 1920-1950 годах. Кроме того, его имя занесено в книгу «Расстрельные списки», выпуск 2 (Москва, «Мемориал», 1995 г.).

.

Произведения

В архивном фонде Дома-музея Мухтара Ауэзова в Алматы сохранилась анкета, собственноручно заполненная за три года до гибели Жусупбеком Аймаутовым, где он дает довольно подробные сведения о своей жизни и творчестве. По свидетельству автора, он начал писать стихи с 13 лет. Первая публикация была напечатана в 1913 году в газете «Казах».

17 декабря 1917 года в Семипалатинске он поставил свою пьесу «Рабига».

В 1918 году он вместе с Ауэзовым издавал журнал «Абай», где они печатали свои статьи.

Ж. Аймаутов является автором сказок для детей и юношества: «Негодная шапка», «Вол – великан», «Старик и старуха», «Три девушки».

Одно из выдающихся его драматических произведений «Шернияз» (1925—1926 годы), посвященное памяти Султанмахмута Торайгырова, затрагивает проблему взаимоотношения города и села. В Семипалатинске Аймауытов поставил также спектакль «Биржан и Сара», в котором сыграл роль Биржана.

В 1926 году вышел первый из четырёх роман на казахском языке — «Карткожа», который является творческим достижением писателя, написанный на уровне образцов европейской прозы. Роман «Карткожа» является откровением национальной прозы, построен на реальных исторических событиях. Автора интересует внутренний мир и характер героя - в романе он создал собирательный образ казахского интеллигента, выходца из бедных слоёв на основе прототипа Карткожи Тоганбаева - писателя и полиглота.

Аймаутов стоит у истоков казахской драматургии. Жусупбек Аймаутов используя европейские стандарты, заложил основы режиссуры казахского театра.

В 1916 году он написал пьесу на тему принудительной отправки казахов на тыловые работы Первой мировой войны. Организатор первых театральных групп, режиссёр-постановщик своих пьес на казахской сцене. О его незаурядном драматургическом даре свидетельствуют его пьесы «Рабига» (1920), «Ел қорғаны» (Защитник народа, 1925), «Мансапқорлар» (Карьеристы, 1925), «Шернияз» (1926) и др.

Жусупбек Аймаутов — один из основоположников казахской педагогики и психологии. Он автор более десяти книг, сотни научных публикаций, учебников и учебных пособий по педагогике, психологии, этике.

Жусупбек Аймаутов как талантливый ученый активно участвовал в работе Общества изучения Казахстана – крупного центра изучения истории, этнографии, экономики и естественных наук республики в 20-е годы XX века.

Ж. Аймаутов – впервые в 1924 году перевел на казахский язык коммунистический партийный гимн «Интернационал».

Великий классик советской литературы Максим Горький назвал Жусупбека Аймаутова «одной из вершин казахской литературы».

В свою очередь, Аймаутов считал Алексея Максимовича Горького своим учителем, родоначальником всех писателей и поэтов России XX века.

Он многое сделал по сбору сочинений и популяризации творческого наследия С. Торайгырова.

За свою короткую жизнь, Жусупбек Аймаутов плодотворно проявив себя в разных жанрах, оставил содержательное глубокое творчество. Его книги возвращаются к народу. Они составили антологию литературной, общественной и гуманистической мысли. Его имя по праву вписано золотыми буквами в историю казахской литературы.

Богатое творческое наследие Жусупбека Аймаутова было собрано, исследовано учеными института литературы и искусства имени М. О. Ауэзова и в 1996-1999 годах выпущено в 5 томах. Казахстанский читатель через 60 лет вновь познакомился с произведениями известного художника и мастера слова.

.

Переводчик

Еще одна грань таланта писателя — блестящие переводы на казахский язык произведений А. Пушкина, Л. Толстого, М. Горького, Мопассана, Шекспира, Гюго, Тагора и др. авторов являются ярким доказательством языкового билингвизма Аймаутова, прекрасно владевшего русским языком. Именно он заложил научную основу художественного перевода в казахской литературе — статья «О переводе» («Аударма туралы») была написана им ещё в 1925 году. Им также были переведены на казахский язык научные монографии.

.

Память

  • Его именем назван Павлодарский областной казахский музыкально-драматический театр.
  • В честь Аймаутова Жусупбека названа школа-гимназия № 64 в г. Шымкент.
  • В Астане, Семее, Павлодаре, Теренколе и Баянауле его именем названы улицы.
  • В 2003 году в аллее бюстов просветителей и академиков Павлодарского государственного университета имени С. Торайгырова был установлен бюст Аймаутова.
  • В 2014 году в рамках празднования 125-летия великого писателя в Павлодаре напротив казахского музыкально-драматического театра был установлен памятник Аймаутову.

.

Литература

Аймаутов Ж. О поэзии Магжана Жумабаева: (Доклад, прочитанный перед студентами Ташкентского университета в 1923 г.); Перевел с казахского Орынбай Жанайдаров // Нива.- 2014. - №5. - С. 108 – 120

К чему ведет твое призвание, то и созидай (Отрывки) // Антология педагогической мысли Казахстана. - Алматы. 1995. - С. 295 – 298

Воспитание; К чему ведет твое призвание, созидай (Отрывки) // Антология социально-политической мысли Казахстана. - Алматы. 1995. - С. 377 - 384

Акбилек: роман / пер. с каз. Ш.Кусаинова, Мин-во культуры и информации РК. Выпущено по программе Комитета информации и архивов «Выпуск социально важных видов литературы». - Алматы: Раритет, 2007. - 232 с.

Картқожа: роман / Аймаутов Жусипбек; пер. с каз. Ш. Кусаинов. - Алматы: Intelli Group, 2007. - 238 с.

Кочевка: Стих: Пер. с каз. // Простор. - 1989. - №12. - С. 2 – 3

Призрак: Рассказ. Пер. с каз. / К.Серикбаева // Горизонт. - 1989. - №42. - 21 окт. - С.7.; // Звезда Прииртышья. - 1999. - 29 апр. - С. 16

Певец: Рассказ: Пер. с каз. / Е. Сатыбалдиев // Вступ. слово об авторе // Алем: Лит.- худож. и общест.-полит, альманах. Вып.1. - Алма-Ата, 1991. - С. 106-120.; // Евразия. - 2002. - №1. - С. 54 - 63

Акбилек: Роман: Пер. с каз. /Аймаутов Жусипбек; Шахимарден Кусаинов // Простор. - 2005. - №3. - С. 2 - 88

Карткожа // Простор. - 2006. - №3. - С. 3 - 30

Вервекин Александр. Восстановление справедливости: [в павлодарском Доме дружбы состоялась презентация книг Ж. Аймаутова, П.Васильева, Олжаса Сулейменова] Александр  // Звезда Прииртышья.- 2013.- 23 ноября. - С. 4

Горбунов Сергей. Раз спектакль, два - спектакль..: (В Павлодаре прошел региональный театральный фестиваль, посвященный 125-летию Жусипбека Аймаутова) // Казахстанская правда.- 2014. - 30 мая. - С. 16

Горбунов С. Почести писателю-патриоту: (Найдено место захоронения репрессированного писателя Ж. Аймауытова) // Казахстанская правда.- 2014. - 26 июля. - С. 8

Долгушев Владимир. Дань памяти: (делегация Павлодарской области посетит братскую могилу на Ваганьковском кладбище в Москве, где похоронен Ж. Аймаутов) // Звезда Прииртышья. - 2014. - 17 июля. - С. 3

Долгушев Владимир. Мы помним и чтим: (Делегация Павлодарской области посетила братскую могилу в Москве на Ваганьковском кладбище, где похоронен писатель Ж. Аймауытов) // Звезда Прииртышья.- 2014. - 9 сентября. - С. 1, 2

Омаров Мухит. Фестиваль региональных театров страны: (15 -18 мая в Павлодаре пройдет фестиваль региональных театров Казахстана, посвященный 125-летию со дня рождения Ж. Аймаутова) // Звезда Прииртышья.- 2014. - 13 мая. - С. 5

Рыбачик Ирина. Увековечили: [в Павлодаре открыли памятник писателю Жусипбеку Аймаутову] // Версия.- 2014. - 22 сентября. - С. 4

Сагитова А. Его наследие – достояние нации: [к 125-летию Жусипбека Аймаутова] // Звезда Прииртышья.- 2014. - 17 мая. - С. 6

Сагитова А. Сын земли казахской: [к 125-летию писателя, драматурга Ш. Айманова] // Звезда Прииртышья.- 2014. – 13 мая. - С. 5

Сагитова Алтынгуль. Таланту - низкий поклон: [о театральном фестивале в Павлодарской области, посвященном 125-летию писателя, поэта, драматурга Жусипбека Аймаутова] // Звезда Прииртышья.- 2014. - 22 мая. - С. 4

Турысбек Р. Ж. Аймаутов: "Счастлив жертвовать жизнью ради народа» // Звезда Прииртышья.- 2013. - 31 мая. - С. 4

Утеубаев М. Желая счастья народу: [к 125-летию писателя, журналиста, педагога, общественного деятеля Ж. Аймаутова] // Казахстанская правда.- 2014. - 17 января. - С. 20

Хаиргельдин Даурен.  "Весь мир театр, а люди в нем - актеры": (В Павлодаре стартовал республиканский  фестиваль театров, посвященный 125-летию Жусипбека Аймаутова) // Звезда Прииртышья.- 2014. - 17 мая. - С. 1, 2

.

Дополнительно

Почитать:

Жусупбек Аймаутов. Бегущий за временем

Жусупбек Аймаутов - символ исторической эпохи

Аймауытов Жусупбек

Фильм о Жусупбеке Аймаутове сняли в Павлодаре

Посмотреть:

«Тайны. Судьбы. Имена». Жүсіпбек Аймауытов:

«Тайны._Судьбы._Имена»._Жүсіпбек_Аймауытов

.