География > Районы:

Герб - район Аккулы

Аккулинский район[1]

Карта Аккулинский район

Расположен на юго-востоке области - на правосторонней от Иртыша части.

Площадь района - 8,1 тыс. км2.

Численность населения в 2012 году составила 13,97 тыс. жителей.

В составе района самое восточное село - Шака: 78°59′26″ в. д.

Сельскохозяйственная специализация района: овцеводство, табунное коневодство, производство шерсти, бахчеводство.

Выращивается пшеница, просо, гречиха, подсолнечник, производится мясо, молоко, мелкое кожсырьё.

Основное направление хозяйства — животноводство.

Район прославился тонкорунным овцеводством, которым, кроме колхозов, занимались специализированные овцеводческие хозяйства — племсовхоз «Бескарагайский», совхоз № 23. В результате долголетней, целенаправленной селекционно-племенной работы, проводимой Казахским научно-исследовательским институтом животноводства (филиала ВАСХНИЛ), а после войны сотрудниками Восточно-Казахстанской опытной станции института животноводства, была выведена новая порода — казахский меринос, обладающая крепкой конституцией имеющего большой вес.

Сайт акимата:

.

История

Жизнь на территории района была значительно раньше основания населённого пункта. В 1951 году на правом берегу реки Иртыш в 2 км к югу от села, на глубине 1,5 м были обнаружены кости человека с наличием неандертальских черт в строении челюсти. В 1952 году Э. Р. Рыгдалон доисследовал погребение, нашёл остальные кости скелета и глиняный сосуд в форме горшка с типичным андроновским орнаментом. Сначала находку отнесли к эпохе палеолита (30 тыс. лет назад), но впоследствии было доказано, что человек жил в эпоху бронзы (XVIII—XIII вв. до н. э.).

Район образован Указом Президиума Верховного Совета Казахской ССР от 16 октября 1939 года с центром в селе Лебяжье за счёт разукрупнения Бескарагайского, Кагановического и Павлодарского районов.

Указом Президиума Верховного Совета Казахской ССР от 2 января 1963 года Лебяжинский район был ликвидирован, а его территория вошла в состав Павлодарского сельского района.

Указом президиума Верховного Совета Казахской ССР от 31 декабря 1964 года Лебяжинский район образован вновь.

В соответствии с законом Республики Казахстан от 18 декабря 1992 года «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне» район отнесён к зоне радиационного риска.

Указом президента РК от 4 августа 2018 года №724 Лебяжинский район переименован в район Аккулы.

.

Природа

Территория района представляет собой слабоволнистую степь с ковыльно-типчаковой растительностью, с большим количеством солёных озёр.
Почвы каштановые и тёмно-каштановые, по механическому составу — песчаные и супесчаные, легко подвергаются ветровой эрозии. В пойме — тяжёлые суглинки.

В недрах разведаны запасы естественных строительных материалов: алебастра, сульфатов, гипса, извести.

Крупнейшие озёра: Борли (1520 га), Сейтень (1550 га), Туз (1170 га).

На юго-востоке проходят ленточные боры. В ленточных борах и пойме реки Иртыш произрастают древесные и кустарниковые породы: ива, ветла, ольха, осина, берёза, тополь, сосна и другие.
Из трав — полынь, ковыль.

В долине реки Иртыш — пойменные луга.

Обитают: волк, заяц, сурок, суслик, хомяк; водятся утка, гусь.

.

Администрация

В состав входит 11 селений с округами:

сельский округ год образования население центр села
Аккулинский 1939 2661 (2019) Аккулы -
Баймульдинский 1956 1175 (1999) Абылхаира Баймульдина Такыр
Жамбылский 1957 2084 (1999) Жамбыл Айтей, Жанатан
Кызылагашский - 821 (2009) Бескарагай -
Каракала - 2640 (1999) Каракала Шабар, Шамши
Майкарагайский 1957 1811 (1999) Майкарагай Мергалым
Малыбайский 1979 1128 (1999) Малыбай Казантай, Казы
Шакинский 1961 838 (1999) Шака Шоктал
Шарбактинский 1928 1823 (1999) Шарбакты Жабаглы, Тосагаш
Ямышевский 1937 2349 (1999) Ямышево Кызылкогам, Тлектес

.

Достопримечательности

На территории районаснаходится часть Шалдайского ленточного бора и природного резервата "Ертис Орманы".

Лебяжинский казахский народный театр
Создан на базе Лебяжинский районного Дома культуры в 1937 году.
В 1959 году Постановлением  коллегии  Министерства кульутры Казахской ССР Лебяжинскому казахскому театру присвоено звание «Народный», (свидетельство №4 от 29 июля 1959 года). 

В августе-сентябре после сбора бахчевых культур в районе проводится «Арбузный фестиваль», где принимают участие районы Павлодарской области и близлежащие районы соседних областей.

.

Отдых и туризм

Места рыбалки в районе: Кызылагашского, Жамбылского, Кызыласкерского, Ямышевского сельских округов.

Место охоты: озера, сосновый ленточный бор Бескарагайский ГУ ГЛПР «Ертис – орманы».

.

Знаменитости

Эта земля подарила несколько кавалеров - Золотой медали героя, а также известного советского писателя - В.Иванова.

Герои Социалистического труда:

Айдарханов Б.,

Оспанов Б.,

Шарбакбаев К.

Герои Великой Отечественной Войны (2-ой Мировой Войны):

Жантинов Адам Нуркеевич

Гончаров Тимофей, житель Лебяжинского района, которому присвоено звание Героя посмертно.

Алибаев Кабидоллы - почётный гражданин Аккулинского района

Байсалов Тасыбек Байсалович (02.02.1935 г.р.) - почётный гражданин Аккулинского района (2015)

Борибаев Бакытжан Киямидтенович (01.01.1936 г.р.) - почётный гражданин Аккулинского района (2015)

Дружинина Людмила - почётный гражданин Аккулинского района

Жумагожин Кожахмет (1923 г.р.) - почётный гражданин Аккулинского района (2003)

Уахап Бекович Сыздыков[2] .

Дополнительно

Почитать:

Посмотреть:

Большие города. Лебяжинский район (Павлодарская область): https://www.youtube.com/watch?v=BQAedZoGQjg&feature=emb_logo

Портрет района - Лебяжинский район: https://www.youtube.com/watch?v=OBOzxL21GQM

.