Павлодарика Вики
Advertisement
Павлодарика Вики
География > Районы > Аксуский регион:

Аксу - герб

Аксу[1]

Флаг Аксу

Аксу
статус город
городская администрация Аксу
сельский округ Аксу
код КАТО
ID населенного пункта
почтовый индекс (старый образец) 140100—140104
телефонный код +7 (71837)
год основания 1899
население 41 625 (2019)

Расположение:

  • на левом берегу Иртыша
  • в 50 км к югу от Павлодара
  • на автотрассе Р-45, есть автовокзал
  • на ж/д магистрали, есть ж/д вокзал

Аксу - промышленный, сельскохозяйственный город, является рабочим и живёт благодаря двум градообразующим предприятиям - заводу ферросплавов и одной из крупнейших в Казахстане ГРЭС.

Численность населения города составляет 70 124 жителей
в составе:
городского округа (городского акимата)
с подчинёнными сельскими населёнными пунктами,
в том числе собственно города — 41 625 человек (2019 г.).

Идёт загрузка карты…

.

Администрация

Аксу - карта города

12 апреля 2013 года совместным постановлением акимата Павлодарской области и маслихата Павлодарской области
в административно-территориальное устройство Аксуского региона были внесены изменения:
посёлок Аксу включён в административное подчинение города Аксу.

.

Промышленность

Аксуский завод ферросплавов[2]

Семилетним планом развития народного хозяйства СССР в 1961 г. было предусмотрено строительство в Ермаке одного из крупнейших в стране предприятий высококачественных сплавов.
Проектировщики уже тогда подсчитали, что ермаковские ферросплавы будут самыми дешевыми в стране.
На смежной площадке разместилась Ермаковская ГРЭС.
В области не было тепловой электростанции, которая сравнилась бы с ней по всей мощности и дешевизне вырабатываемой электроэнергии. Это заметно повлияло на снижение себестоимости металла.

В 1961 году в Ермаке была организована дирекция завода ферросплавов, на базе строительного управления организован трест «Ермакферрасплавстрой».

В январе 1968 года дала первый металл электроплавильная печь Ермаковского завода ферросплавов мощностью в 25 тыс. тонн ферросплавов в год.

На заводе ферросплавов за 1968-1982 годы было построено 26 плавильных агрегатов на печах мощностью 33 и 63 мгвт.

В 1976 году был присвоен Государственный знак качества ферросилицию ФХС-65, в 1979 году ферросилицию ФХС-25.
Впервые в отечественной практике на заводе были освоены электроплавильные печи-гиганты.

Ферросилиций марки 46 в 1986 году в Международной торговой палате в Люксембурге признан лучшим в мире по качеству.

В 1988 году завод выпускал продукцию десяти марок.

Продукция завода ферросплавов экспортировалась в Болгарию, Венгрию, Румынию, Польшу, Чехословакию, Финляндию, Японию, ФРГ, Австрию, Швецию.

Аксуская ГРЭС[3]

Построена в начале 1960-х.

В 1988 году Ермаковская ГРЭС снабжала электроэнергией Ермаковский завод ферросплавов, Семипалатинско-Экибастуз-Павлодарский промышленный комплекс.

Крупные предприятия города:

  • ГКП «Горводоканал»,
  • АО Аксуские электрические сети,
  • ТОО «Горкомхоз-Аксу»,
  • ГККП «Аксу-Коммунсервис»,
  • АО Аксуское ПАТП,
  • ТОО «Аксу бекеті»,
  • ТОО фирма «Парус»,
  • ТОО «ДАНиЕР»,
  • ТОО «АксуСпецСтройСервис».

Важнейшим стратегическим объектом города является канал Иртыш-Караганда им. И. Сатпаева. Канал Иртыш-Караганда — основной поставщик питьевой воды в центральные и северные части Казахстана.

.

История

Город основан в 1899 году в связи с открытием залежей каменного угля в районе озера Экибастуз.
В конце XIX века на берегу реки Иртыш была основана пристань Воскресенская для отправки баржами экибастузского угля, который добывался акционерным обществом "Воскресенское" и привозился к пристани по железной дороге.

Стояла важная задача — определить место для пристани на левом берегу Иртыша.
Оно было выбрано в урочище Кызыл Шырпы, между 5-м и 6-м аулами Аксуйской волости.

В апреле 1899 года началось строительство железной дороги от Иртыша к Экибастузу в один путь широкой колеи, с двумя промежуточными станциями. Дорога стала называться Воскресенской.
В октябре 1899 года железная дорога была построена и подведена к пристани, названной, как и дорога, тоже Воскресенской.
Протяженность дороги составила 109 верст (свыше 110 километров).

Земли для Воскресенской пристани арендовали у Сибирского казачьего войска на 99 лет, она стала занимать площадь в 7,4 кв километра и протянулась вдоль Иртыша на 1,5 километра, была доступной для причала барж и пароходов. Вдоль берега была устроена деревянная эстакада (сооружение в виде помоста для проведения одного пути над другим в месте их пересечения) для приёма судов, а также надземное сооружение мостового типа для пропуска грузов с железной дороги на речной транспорт. Длина эстакады составила 150 метров, ширина — 7,5 метра, на нее заходило до 20 платформ-вагонов, уголь из которых высыпался прямо в баржу. На протяжении 427 метров берег укрепили от размыва каменными щитами и фашинами, то есть связками прутьев хвороста в виде плетеных щитов.

Одновременно с пристанью возле казахского аула №5, в урочище Кызыл Шырпы, появилось новое поселение из глинобитных домиков, где жила казахская беднота, работавшая на пристани и железной дороге. Изначально его назвали Глинкой.

На пристани Воскресенской выстроили жилые дома для служащих площадью 2114 кв. метра, бараки для рабочих площадью 840 кв. метров, вокзал, паровозное депо, магазин, материальные склады, баню с прачечной, мастерские, лесопилку, мельницу и др. постройки.

Известный семипалатинский краевед и исследователь, бывший полит-ссыльный, народник Н. Я. Коншин, посетивший Павлодар и другие районы уезда, очень ярко описал в 1900 году Воскресенскую пристань: «На пристань по левому берегу Иртыша идет проселочная дорога, очень сносная, как и все наши степные дороги. По ней я проехал обратно, на пристань же мне удалось съездить на пароходе, который вел туда баржи для нагрузки углем… Лишь через шесть часов, поздно вечером, добрался пароход до Воскресенской пристани, где мне надо было попасть в главную контору Общества, чтобы получить там разрешение проехать на Экибастуз по железной дороге…» Далее наш гость из Семипалатинска долго блуждал по пристани в темноте в поисках злополучной конторы, которая находилась в 1,5 верстах от Иртыша. Случайно попавшийся ночной сторож, узнав, что у Коншина была записка от Дерова, провел его на станцию железной дороги. «На станции никакого помещения для пассажиров не оказалось, и ожидавшие поезда рабочие спали в прихожей на полу, мне же предложили посидеть в телефонной. Пришедший под утро поезд из Экибастуза долго простоял на станции, и я воспользовался его остановкой для осмотра пристани. Кроме главной конторы и железнодорожных построек, здесь находится целый ряд недавно отстроенных зданий, где помещаются "главноуправляющий" конторой (П. И. Фигнер) и разные служащие. Здания - деревянные, большие, некоторые в два этажа. С копями в Экибастузе и с Павлодаром главная контора Воскресенской пристани соединена телефоном». По сведениям специалистов тех лет, это была система телефонов Эриксона (американская фирма).

Воскресенская пристань и дорога успешно действовали несколько лет.
В течение 1900—1903 годов по дороге было вывезено и перегружено в баржи через пристань до 1,5 миллиона пудов угля в год.
После банкротства общества в 1903 году пришли в упадок пристань и железная дорога.

После переселения крестьян, с 1906 года, население этого поселка стало увеличиваться.
К 1911 году поселение достигло 1000 человек.

В 1912-1913 годах по указу губернатора и при давлении местного казачества поселку и пристани дали название Ермак.

В 1914 году было учреждено "Киргизское горнопромышленное общество" по добыче экибастузского угля и, после почти десятилетнего бездействия, открыта железная дорога. Оживилась работа на пристани, поселок Ермак вырос в крупное село.

С 1914 года в Ермаке, в железнодорожном депо, работал бывший слесарь омских железнодорожных мастерских Алексей Иванович Котельников. Он устроился слесарем в депо Воскресенской железной дороги. В 1915 году он вместе с Евгением Разумовым организовал первый кооператив, но местный купец Юшков добился его закрытия.

В 1916 году богатый купец Краснобрыжов открыл первую паровую мельницу, где двигатели устанавливал слесарь Котельников, затем он работал здесь машинистом.

В 1917 году в одной из объяснительных записок о состоянии пристани и железной дороги было записано, что на Воскресенской пристани имелось пассажирское здание вокзала площадью 35 кв. метров, депо полукаменное, полужелезное, на 4 паровоза, площадью 88 кв. метров. При депо имелись мастерские площадью 18 кв. метров, кузница, столярная мастерская и склад. Все постройки из самана, крытые железом. До 30 жилых домов, деревянных и земляных, общей площадью до 330 кв. метров. Имелась баня, водоснабжение осуществлялось из Иртыша с помощью насоса, вода поступала в водоподъемное здание, где находился бак — цистерна на 2000 ведер. Насос Вертингтона питался паром от маленького котла пароходного типа. Железнодорожная контора на пристани деревянная, здесь же находилась контора — помещение для паровозных и кондукторных бригад.

В годы Гражданской войны в Ермаке действовало подполье.

После 1920 года в Ермаке был создан ревком, а потом поселковый Совет.

Согласно переписи 1920 года, в поселке проживало 1289 человек, а в 1924 году — 2433 человека.

До 1928 года поселок Ермак был центром волости Павлодарского уезда.
В связи с ликвидацией волостей и уездов в 1928 году был образован Павлодарский округ, поселок вошел в состав Павлодарского (тогда Коряковского) района как обычное, рядовое село с сельским Советом.

В 1928 году в поселке Ермак был организован колхоз "Путь Ленина".

После ликвидации округа село с 1930 по 1938 год входило в состав Павлодарского района.

В 1959 году, в районе 6 аула, появились вагончики первых строителей крупнейшей в республике ГРЭС.

Ничем не приметное в прошлом село Ермак, в 1960 году становится важным пунктом на географической карте страны. Здесь закладывается город как важный промышленный центр.

Новый этап развития Аксу начался в 1961 году.
В связи с началом строительства нового города и первых крупных объектов чёрной металлургии и энергетики село Ермак в 1961 году было преобразовано в город областного подчинения.
Население составляло – 11099 человек.

В 1961 году в Ермаке начали работать первые промышленные и продуктовые магазины по ул. Строителей.
Для обеспечения культурного досуга трест построил в 1 микрорайоне Дом культуры «Строитель» на 300 мест.

В 1962 году открылось автобусное движение в городе, образовалась первая городская библиотека по ул. Царева 46.

В 1963 году образовался городской суд, открылся туберкулезный диспансер, городской отдел народного образования, детская музыкальная школа-семилетка на 40 учащихся.

По мере увеличения строительства промышленных и культурно-бытовых объектов, в 1965 году строится больница на 240 мест, широкоформатный кинотеатр.

В 1966 году введены в строй гостиница, хлебозавод.

В 1967 году горисполкомом выносится решение о строительстве в Ермаке завод по разливу минеральной воды и ремонтно-механического завода.
В этом же году был открыт обелиск с памятным огнем героям-ермаковцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
За годы Великой Отечественной войны из Ермаковского района ушли на фронт 1200 человек, 600 - не вернулись с поля брани.

В 1968 года было сдано в эксплуатацию здание бытового обслуживания.

В 1971 г. открыты станция технического обслуживания, парк культуры и отдыха.

В 1973 г. введен в эксплуатацию плавательный бассейн.

В 1975 г. был отведен земельный участок под строительство Ермаковской птицефабрики.

На начало 1977 года, кроме ГРЭС и завода ферросплавов, в городе действовали 5 промышленных предприятий, 40 предприятий торговли, оказывалось 216 видов бытовых услуг, функционировали 8 школ, 20 детских садов, Дом пионеров, 3 профтехучилища, 2 техникума и вечерний общетехнический факультет Павлодарского индустриального института.

В 1983 году Ермаковский горисполком вынес решение об отводе земельного участка под строительство завода керамических и стеновых металлов.

В 1992 году была зарегистрирована Воскресенская церковь.

В 1993 году город переименован в Аксу. Название получил по наименованию реки Белой (Аксу) - протоки реки Иртыш.

В октябре 1999 года состоялось открытие мечети.

Решением ЮНЕСКО 1999 год провозглашен годом академика К.И. Сатпаева.
С 5 по 8 августа 1999 года в г.Аксу прошла II областная летняя спартакиада среди городов, районов, области, посвященная 100-летию со дня рождения К.И. Сатпаева.
Решением ономастической комиссии каналу Иртыш-Караганда в 1999 году было присвоено имя академика К.И. Сатпаева.

В 2000 году на центральном стадионе «Металлург» прошло празднование 5-летия АО «Транснациональная компания Казхром».

В декабре 2001 года прошло празднования 5-летия АО «Евроазиатская энергетическая корпорация».

В 2001 году были открыты казахская гимназия, музей под открытым небом.

В настоящее время в г.Аксу функционируют региональный колледж им.Жаяу Мусы, два профессиональных лицея, 5 средних общеобразовательных школ, казахская школа-гимназия, школа-лицей, 7 детских садов, музыкальная школа, школа искусств, дом детского творчества, городской дворец культуры.

.

Достопримечательности

Храм Николая Чудотворца
В 1913-1916 годах в поселке на средства Переселенческого управления был возведен храм в честь святителя Николая Чудотворца, который с приходом советской власти был закрыт, а здание стало использоваться под мастерские и склады.
В 1960-е годы церковь была окончательно разрушена.
В 2003-2005 годы в старом храме проводились ремонтные работы, после чего регулярные богослужения возобновились.

Аксу - Воскресенский храм

Воскресенский храм
В 2003 году в городе Аксу был построен и состоялось торжественное открытие нового типового храма в честь Воскресения Христова. Храм имеет вид креста, 12х18 м по осям и 13,5 м высотою под купол.
В построенном здании расположены кабинет настоятеля, бухгалтерия, трапезная, просфорня, прачечная, склад.
Построен из кирпича белого цвета, трехкупольный, со звонницей, на которой установлен полный комплект колоколов.
В подвальной части находится крестильный зал с купелью.
В 2006 году акиматом города приходу было выделено место под строительство административно-хозяйственного блока.
Осенью 2010 года строительные работы были завершены.
В 2010 году завершена роспись храма.

Железнодорожный вокзал

Аксу - железнодорожный вокзал

Набережная реки Иртыш.

.

Церковь православная

Аксу - Никольский храм

В конце 80-х-начале 90-х годов XX века в Ермаке образуется православная община, на средства верующих приобретается дом для молитвенных собраний.
С 1990 года здесь действовал Воскресенский приход.
23 февраля 1991 года в храме была совершена первая Литургия,
а 21 апреля этого же года, в Неделю жен-мироносиц, архиепископ Алма-Атинский и Семипалатинский Алексий (Кутеповым) совершил освящение Воскресенского храма.

В первые годы жизни прихода был расширен и отремонтирован молитвенный дом, установлены купола.
На территории были построены звонница, трапезная, комнаты для священника, складские помещения, гараж, просфорня, столярка, подведено центральное отопление, установлена колонка с водой.

В 1999 году окончено строительство помещения для воскресной школы.

По прошествии 10 лет с момента открытия прихода назрела необходимость в строительстве нового храма.
В 1999 году архиепископ Астанайский и Алма-Атинский Алексий (Кутепов) посетил город Аксу и благословил начинать строительство.
В 2000 году решением Аксуского акимата было выделено в центре города место под строительство, составлена проектно-сметная документация, началась подготовка к возведению храма.
8 июля этого же года духовенством Павлодарской области совершена Божественная литургия, после чего состоялся крестный ход к месту строительства, где был отслужен молебен на начало работ.
19 сентября 2001 года совершен чин закладки камня и начались строительные работы.

В 2010 году завершена роспись храма.

На Епархиальном совете Павлодарской епархии 27 августа 2012 года было принято решение об образовании при старом храме города Аксу прихода в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских чудотворца.

21 ноября 2012 года приход получил государственную регистрацию.

5 октября 2014 года епископ Павлодарский и Экибастузский Варнава (Сафонов) совершил чин великого освящения построенного храма.

.

Знаменитости

ШУРАНОВ Осербай (р.1952, с.Грязновка) - художник, Академик Академии художеств Республики Казахстан, Заслуженный деятель Республики Казахстан.

Imanbek (Зейкенов Иманбек) - музыкант, обладатель премии "Гремми".

.

Почётные граждане[4]

Первое присвоение звания «Почётный гражданин города Ермака» было произведено в 1981 году, последующее - только через 10 лет, в 1991 году.

имя годы жизни место рождения год присвоения место жительства
bell 1 bell 2 bell 3 bell 4 bell 5
cell 1 cell 2 cell 3 cell 4
dell 1 dell 2 dell 3 dell 4
cell 1 cell 2 cell 3 cell 4
cell 1 cell 2 cell 3 cell 4
cell 1 cell 2 cell 3 cell 4
Есенжулов Арман Бекетович[5] 1964 Челкар, Актюбинская обл. 2014
cell 1 cell 2 cell 3 cell 4
cell 1 cell 2 cell 3 cell 4
Шабанбаев, Кабдыл Шабанбаевич 1936 с/х Майский 2001 Аксу

Адамов, Токтар Шегебаевич

Аргинбаев, Шахан

Балкебаев, Куандык Смагулович

Донской, Семён Аронович

Кабылбеков, Мажен Кабылбекович

Каипова, Нуржамал Масугутовна (1981)

Копп, Пётр Иванович (1981)

Магзумов, Сейтжан Магзумович

Набиев, Нурлан Абзалович

Нагманов, Кажмурат Ибраевич

Прохоров, Александр Данилович

Сыздыков, Тито Уахапович

Шеломицкий, Юрий Иванович (1981)

.

Память

Улицы в честь:

Николая Бердникова

Донентаева

Хиуаз Доспановой

Камзина

Оспанова

Ивана Суптеля;

Колледж им. Жаяу-Мусы

.

Дополнительно

Почитать:

(НЕ)путеводитель по городу Аксу Павлодарской области

АКСУ

Город Аксу

Приход Никольского храма города Аксу

Приход Воскресенского храма города Аксу

Посмотреть:

Клип про город Аксу: https://www.youtube.com/watch?v=2S7QIVsmTAo

Аксу (город в Павлодарской области): https://www.youtube.com/watch?v=wZkoJierFn8

История города Ермак: https://www.youtube.com/watch?v=UJtW-aB_c0I

История города Ермак 2 часть Город которого нет: https://www.youtube.com/watch?v=qeFQubbor6c

История города Ермак 3 часть. Назад в прошлое...: https://www.youtube.com/watch?v=45wy-P03Ajo

Большие города. Аксу (Павлодарская область): https://www.youtube.com/watch?v=femOofcDhhE

Аксу (Ермак) 2004: https://www.youtube.com/watch?v=ryUF5mY5o3s

Аксу - город, устремленный в будущее: https://www.youtube.com/watch?v=HlnqrXvT17U

г. Аксу вошел в Книгу рекордов Гиннесса, флешмоб: https://www.youtube.com/watch?v=BU63i_BGok0

Казахстан - посёлок Аксу (2019): https://www.youtube.com/watch?v=4hdF1mXVFws

.

Advertisement