Баянаульский национальный парк

Достопримечательности Баян-аула - это, прежде всего, Баян-аульский государственный национальный природный парк (БГНПП, каз. Баянауы́л мемлекетті́к ұлтты́қ табиғи́ паркі́)[1].

Он настолько ценен для всего Казахстана, что входит в число "Особо охраняемых природных территорий Казахстана"[2]. Его первым учредили как национальный парк в Казахстане еще в советский период - 12.08.1985 года. Неслучайно Баян-аул называют одной из жемчужин Казахстана. Тем более для Прииртышья это - звезда первой величины.

Баянаульский гос. нац. природный парк 2010.jpg

В 2010г. в Казахстане это достоинство было отмечено выпуском почтового блока с 3-мя марками, изображающими животных парка.

Находится все это богатство края - на юго-востоке области - в северо-восточной части Центрально-Казахстанского мелкосопочника.

Общая площадь парка составляет 68452,8 га, в том числе покрытая лесом 14 890 га.

Баяна-ульский национальный природный парк состоит из трех подразделений: Баянаульское, Жасыбайское и Долбинское.

Функциональное зонирование БГНПП выглядит следующим образом:

  • Зона заповедного режима  9074 га;
  • Зона экологической стабилизации 4695 га;
  • Зона туристкой и рекреационной деятельности 11615 га;
  • Зона ограниченной хозяйственной деятельности 25304 га.

Территория парка расположена в небольшом по площади горно-степном массиве с выраженной вертикальной зональностью, с преобладанием сосновых лесов и характерным резко континентальным климатом. БГНПП разделяется по экосистемам:

  • лесным,
  • степным экосистемам,
  • гидроморфным экосистемам,
  • водным экосистемам

В оперативном управлении национального парка также находится природный Заказник «Кызылтау», но о нем - на отдельной странице.

Климат:

По типу климата территория парка относится к континентальной степной зоне, характерные особенности которой - холодная, довольно продолжительная зима с устойчивым снежным покровом и жаркое лето с дождями и сильными ветрами.

Для климата этих мест характерна засушливость весенне-летнего периода, высокие летние и низкие зимние температуры, недостаточное и неустойчивое по годам количество атмосферных осадков с летним их максимумом и значительное ветровая деятельность в течение всего года.

Среднегодовая сумма осадков 400 мм, в горах в отдельные годы до 550 мм, причем три четверти их выпадает с апреля по октябрь.

Снежный покров на равнине неглубокий - до 25 см, в горных ущельях нередко более мощный. Число дней со снежным покровом около 150 (от середины октября до середины апреля).

Средне годовая температура составляет 3,2ºС.

Самым холодным месяцем является январь, когда минимальная температура опускается до -37,8ºС, средняя -13,7ºС.

Самое теплое время года – июль, максимальная температура достигает + 32,6ºС при средних значениях 14,6ºС.

Нередки в регионе довольно сильные ветры скоростью до 15 м/сек.

Однако в горах на территории парка, благодаря лесным массивам и озерам, климат несколько мягче. Здесь нет такого сильного ветра и песчаных бурь, как на прилегающих равнинах. В этих местах даже в самые суровые бескормные зимы не бывало падежа скота. Защищенные от непогоды животные выживали, питаясь ветками лиственных деревьев и кустарников.

Озёра:

На территории парка находятся 4 озера, о каждом из них - речь отдельно.

Озеро Биржанколь

Озеро Жасыбай

Озеро Сабындыколь

Озеро Торайгыр

Горы:

Баян-аульские горы[3] с запада на восток тянутся на 40-50 км, с севера на юг - на 20-25 км.

Основные геологические породы — крупнозернистые граниты, порфириты и кварциты. Реже встречаются сланцы и песчаники. Для Баянульских гор характерно ярусное строение.

Самая высокая точка - Гора Акбет достигает 1027 м.

Горно-лесной оазис, занимающий площадь 450 км², привлекает туристов причудливыми скалами (Баба-Яга, Голубь, Булка, Лошадиная Голова, Каменные Перины), пещерами (Аулиетас, длина 22 м) и гротами (Драверта - с наскальными рисунками, Кувшин - с водопадом высотой 3 м), отвесными узкими ущельями.

Легенда:

Исторические предания казахов связывают также название гор и населенного пункта с именем красавицы Баян, героини народной эпической поэмы «Козы-Корпеш — Баян-Сулу», повествующей о страстной любви и беззаветной верности двух сердец. По легенде отец Баян-Слу Карабай ежегодно кочевал от Аягуза до Тюмени, делая длительные остановки в горах Каркаралы, Баянаула, Домбралы, Моншакты и т. д. Баян особенно понравились горы Казалык, где было много черных цапель с красивым оперением. Из перьев этих птиц она сшила себе красивый головной убор, украшенный султаном, почему и горы были названы Каркаралы (горы Черной цапли). В Кокчетавских горах Баян нашла чудеснов дерево, извлекающее приятный для слуха напевный звук. Из этого дерева для Баян-Слу сделали музыкальный инструмент — домбру, отчего гора была названа Домбралы. На соседних горах было много драгоценных камней, из которых она изготовила роскошный бисер (моншак), отчего эти горы были названы Моншакты (Бисерные). И сама Баян была девушкой чудесной красоты. Приставка «слу»— красавица — стала неотъемлемой частью ее имени, а аул, где отец во время кочевья делал самые продолжительные остановки, стал любимым местом собраним молодежи, и его все называли Баянаул. Видя, какой славой пользуетея красота дочери и какой большой за нее можно получить калым, Карабай утвердился в решении нарушить обет и клятву, данную при ее рождении другу Сарыбаю — выдать девушку замуж за его сына Козы-Корпеша. Поэтому со своими крупными стадами он стал откочевывать все дальше от семьи Сарыбая, в новые, далекие края. Тоскуя по своей Сары-Арке, многие родичи и пастухи отбились от Карабая. Остался верен ему лишь приставший в пути богач Кодар, который и стал добиваться руки Баян-Слу. Карабай медлил — торговался. Но когда они сбились с дороги в пустыне, растерявшийся Карабай заявил Кодару: — Веди же караван через пустыню, а выведешь — бери себе Баян. Когда они успешно вышли к реке Аягуз, где и облюбовали себе место, новый жених стал торопить со свадьбой. Однако Баян-Слу не любила злого, коварного и жадного Кодара и откладывала день свадьбы. ...Шли дни и годы. Возмужавший Козы-Корпеш решил во что бы то ни стало найти свою невесту и наконец у Аягуза нашел аул Карабая. Джигит нанялся пастухом, познакомился и сдружился с красавицей Баян. Та нашла в Козы-Корпеше свой идеал — человека кристально чистой души, справедливого, храброго, опору беззащитных. Горячо полюбил девушку и Козы-Корпеш. «Не остановлюсь ни перед чем, — сказал он себе, — чтобы быть нам вместе». Козы-Корпешу удается победить своего противника. Но потерпев поражение в открытой схватке, Кодар ведет тайную борьбу. На его стороне отец девушки. Баян-Слу говорит своему возлюбленному: — ...Враги тебя убьют! Бесценный мой, не жди пощады тут. Скорее увези меня отсюда, В родных местах найдем себе приют. Через несколько дней стрелой из лука Кодар предательски убил сонного Козы-Корпеша. Увидев дочь в безутешной печали, отец просит: — Голубушка, хватит слезы проливать. Тебе найдется пара. Не хочешь за Кодара? Так и быть. Но она ему ответила: -— Люблю я одного Козы-Корпеша. Баян похоронила Козы-Корпеша в степи возле Кзыл-Кия. Приказала Кодару выкопать колодец и своими руками достать оттуда воды, которой она смоет печаль. Она предложила ему спускаться, держась за ленту, вплетенную в ее длинную косу, а как только Кодар спустился — обрезала косу. Девяносто джигитов, поклонников Баян-Слу, забросали колодец камнями. Через год она, согласно обычаям предков, справила поминки по убитому жениху и приказала воздвигнуть над могилой мавзолей. Вбежала туда и, выхватив из-за пояса кинжал, вонзила его себе в сердце. С быстротой молнии разнес степной «узун-кулак» весть о трагической гибели красавицы Баян по всей казахской степи. В глубокой печали были все знавшие ее, слышавшие о ней. Они вспоминали каждый ее шаг, каждое слово.
Когда-то, купаясь в озере, Баян уронила в него мыло. — Не потому ли вода в нем такая мягкая? — говорили потом люди. Так и привыкли озеро называть Мыльным — Сабындыколь.
Вспомнили подруги погибшей, как в детстве, сидя на склоне одной из гор, они расчесывали гребнем косы Баян-Слу, и гору стали называть Тарак (Гребень).
Самую высокую и красивую в этих местах вершину, в память Баян, окрестили Акбет — Белолицей.
Баян хорошо пела, любила ездить верхом. Однажды, остановясь на отдых у речки, она забыла там путы (шидер) — речку стали называть Шидерты.
А речку на северо-востоке, у которой не раз раздавалось вдохновенное пение девушки, назвали Олен-ты (Песенная).
Горы же на десятки верст вокруг аула еще в те незапамятные времена во всех кочевьях называли не иначе, как Баянтау (горы Баян, Баянские горы).
Так зовут их и теперь.

.

Фауна:

Разнообразен животный мир национального парка. Здесь встречаются 36 видов млекопитающих, в том числе: косуля, волк, лиса, рысь, барсук, заяц-беляк, сурок-байбак и др.

Фауна подразделяется:

  • Насекомоядные – 6 видов
  • Хищные - 9 видов
  • Парнокопытные - 3 вида
  • Грызуны - 23 вида 
  • Рукокрылые – 3 вида
  • Зайцеобразные - 4 вида

Из пресмыкающихся отмечены 5 видов, наиболее многочисленным из ко­торых является прыткая ящерица.

Наиболее важным объектом охраны является казахстанский подвид горного барана (архара). Его численность в Казахском мелкосопочнике пока еще достаточно высока и не вселяет опасений за его судьбу. Тем не менее, именно сейчас необходимо создание новых особо охраняемых территорий, в частности, в горном массиве Кызылрай, находящемся в центральной части мелкосопочника. Другой путь - расширение площади существующих охраняемых зон.

В поисках корма архары постоянно выходят за пределы заповедной зоны и становятся добычей браконьеров. В горах Кызылтау, вплотную примыкающих к национальному парку и являющихся местом концентрации архара в период размножения, недостаточно мер заказного режима, которые существуют на данный момент. Необходимо установление заповедного режима.

Архар (казахстанский горный баран) занесён в Красную книгу Казахстана.

Богат и разнообразен мир птиц - 67 гнездящихся и более 100 пролетных видов. Особенно заметны околоводные и водоплавающие пернатые, обитающие в районе крупных озер. Это различные виды уток, чайки, крачки, большая поганка, выпь, серая цапля, кулики (чибис, травник, шилоклювка). Всеобщее внимание ярким опереньем привлекает утка огарь (или атайка, красная утка), которая устраивает гнезда в горах - в расщелинах скал, а также в норах лис или сурков. И только после выведения птенцов, преодолев пешком долгий и опасный путь, семья снова возвращается к воде. В лесных массивах встречаются хищники - курганник, чеглок, кобчик, коршун; редки краснокнижные-беркут, могильник, балобан; многочисленны представители отряда Воробьиные - большая синица, князек, лесной конек, зяблик, чечевица, садовая овсянка и др. На степных участках гнездятся степной лунь и самый крупный кулик нашей фауны - большой кроншнеп.

Из птиц в Красную книгу занесены 12 видов: балобан, беркут, журавль красавка, змееяд, могильник, орёл-карлик, пеликан кудрявый, реликтовая чайка, савка, саджа, филин, чёрный аист, черноголовый хохотун.

Озера национального парка богаты рыбой. Водная фауна - это 13 видов рыб, среди которых наиболее многочисленны карповые. Здесь водятся щука, окунь, язь, плотва, линь и др.

Состав фауны беспозвоночных совершенно не изучен. Но эти животные, преимущественно насекомые, постоянно на виду. Особенно заметны различные бабочки, пчелы, саранчовые, жуки и муравьи.

Флора:

Чёрная ольха - реликт этих мест.

Территория национального парка отличается уникальностью отдельных растительных сообществ и почвенного разнообразия. Каждый из отмеченных здесь четырех типов растительности (лесной, кустарниковый, луговой и степной) связан с определенным вариантом почв (бурые лесные и аллювиальные, лесо-луговые, луговые, черноземные). Самыми ценными, нуждающимися в особой охране элементами растительного покрова являются леса - сосняки, ольховники, березняки и осинники. Известно, что площади сосновых лесов Баянаула сильно сократились еще в XIX веке - со 114 тыс. га в 1820 г. до 28 тыс. га в 1870 г. В настоящее время они занимают площадь около 12 тыс. га. Самые живописные сосняки на матрацевидных гранитах, самые богатые - сосняки кустарниковые. Редкими являются типы лишайниковых и мохово-травянистых сосняков с участием бореальных элементов. Леса из ольхи черной, или клейкой - реликта древней тургайской флоры, развиты на хорошо увлажненных богатых почвах по дну долин, берегам озер и ручье в. Несмотря на ограниченность площадей (всего около 500 га), черноольховники Баянаула характеризуются богатством и неоднородностью. Здесь описаны 8 различных ассоциаций, учтены 137 видов сосудистых растений, в том числе 10 бореальных реликтов.

Все лесные массивы, кроме ландшафтно-стабилизирующего и водоохранного значения, выполняют важнейшие эстетические, рекреационные и санитарно-гигиенические функции. Ценны также заросли кустарников, луга и травяные болота природниковых участков и побережий озер, отличающиеся высокой флористической насыщенностью с участием редких и исчезающих видов.

Флора национального парка насчитывает около 500 видов высших сосудистых растений, то есть третью часть флоры Казахского мелкосопочника. Наиболее представительны в количественном отношении семейства Сложноцветные, Злаки, Розоцветные, Бобовые, Гвоздичные, а также пять основных родов: Осока, Полынь, Лапчатка, Мятлик, Лук.

Редких растений здесь 59 видов, 40 из которых (костенец северный, пузырник ломкий, вудсия эльбская, можжевельник казацкий, смородина черная, черемуха обыкновенная, скерда сибирская и др.) - бореальные реликты.

В Красную книгу Казахстана занесены ольха клейкая, тюльпаны - Шренка и поникающий, береза киргизская, пион степной, адонис весенний, прострел раскрытый, ковыль перистый.

В особой охране нуждаются виды орхидных, которые повсеместно сокращают численность популяций: гнездовки клобучковои, стагачки однолистной, пальчатокоренника мясокрасного.

.

Сайт БГНПП: http://bayangnpp.rka.kz/ru/

.

Дополнительно:

Почитать:

Климат парка Баянаульский

Баянскиие горы

Баянаул Баянские горы

Фауна парка Баянаульский

Флора парка Баянаульский

Ольховые рощи Баяна

Эколого-географическая характеристика биоразнообразия Баянаульского государственного национального природного парка и прилегающих к нему территорий

Посмотреть:

Баянаул, 1979 год

Баянаул - край тысячи легенд

История и тайны Баянаула

Красоты Баянаула, Озера Жасыбай и Торайгыр

Потресканные Казахстанские горы. ТОРАЙГЫР

Территория нашего детства

Баян Аул "Видео Толегена"

Баянаульская туристская зона - Торайгыр - Сабындыколь - Мырзашокы - Биржанколь:

Баянаульская_туристская_зона_-_Торайгыр_-_Сабындыколь_-_Мырзашокы_-_Биржанколь

Баянауыл, Баянаул, National Park Bayanaul «Мой Казахстан»:

Баянауыл,_Баянаул,_National_Park_Bayanaul_«Мой_Казахстан»

Баянаул – край горных озер. Легенды центральной Азии:

Баянаул_–_край_горных_озер_--_Легенды_центральной_Азии

Баянаул находится на Северо-Востоке Казахстана. Это – первый национальный парк страны. Почему одну из гор на местности называют Бабой Ягой, а одно из озер «мыльным»? Какие легенды связаны с этими местами? Сколько еще озер находится в парке и чем они уникальны? «После битвы воины, которые проходили через эти места, оставляли по одному камню на могиле батыра Жасыбая. Эта традиция сохранилась и по сей день посетители, будь это туристы или отдыхающие несут камни на его могилу», – рассказывает госинспектор национального природного парка Баянаул Алтынбек Курманов.

Для тех кто не был в Баянауле. Экспедиция ATV Астана ATV Павлодар:

Для_тех_кто_не_был_в_Баянауле._Экспедиция_ATV_Астана_ATV_Павлодар

"Неизведанный Казахстан". Баянаул. Эфир 20-07-2013:

"Неизведанный_Казахстан"._Баянаул._Эфир_20-07-2013

.