Павлодарика Вики
Advertisement
Павлодарика Вики

Екибастуз-герб

Екибастуз (каз. Екібастұз)[1]

Екибастуз
статус город
регион г.а. Екибастуз
сельский округ -
код КАТО
ID населенного пункта
почтовый индекс (старый образец) 141200 — 141209
телефонный код +7 (7187)
год основания 1898
население 133 889 (2019)

Угольная и энергетическая столица Казахстана.

Сайты:

Мой город

SALEM(Экибастуз)

Расположение:

на западе области в 132 км к юго-западу от Павлодара.

Идёт загрузка карты…

.

Администрация

Город областного подчинения.

В состав Екибастуза входят шесть муниципальных округов:

  • Железнодорожный
  • Южный
  • Северный
  • Энергетический
  • Центральный
  • Горный

В административном подчинении Екибастузского городского акимата находятся:

Сайт Аппарата акима

+ maslihat.gov.kz

.

Природа

Рельеф и гидрография

В геоморфологическом отношении район находится в Северной части Казахского мелкосопочника и представляет собой волнистую равнину с мелкими блюдцеобразными впадинами высохших озёр.

Постоянным водотоком является канал «Иртыш — Караганда». Канал на своём протяжении соединяет отдельные мелкие озёра, выступающие в качестве накопителей воды. Питание канала осуществляется за счёт вод реки Иртыш, и, в незначительной мере, за счет атмосферных осадков и подземных вод.

Сток поверхностных вод в низины обеспечивается рельефом местности.

.

Почва и растительность

Основным типом почв на территории района являются светлокаштановые слабогумусированные почвы. Мощность грунта плодородного слоя почвы в понижениях достигает 15—40 см, иногда до 50 см.

Невозделанные степные территории представляют собой пастбища с растительностью полынно-дерновинно-злаковых степей, представленной ковылём, типчаком, полынью и редким мелким карагаником. К концу лета растительность выгорает.

.

Экология города

Высокозольные угли и их недостаточная очистка золоулавливающими установками (ЗУУ) на местных ГРЭС и ТЭЦ приводит к значительным выбросам вредных веществ в атмосферу — 45,8% всех выбросов области, из них 94% принадлежат двум электростанциям. На расстоянии до 15 км от станций концентрация пыли превышает ПДК в 10—20 раз, а сернистый ангидрид и окислы азота обнаружены даже на расстоянии 119 километров. Повышенная концентрация ионов последних выявлена и в снежном покрове, в километре от станции велика концентрация титана, в двух — алюминия, железа.

Острой проблемой города является водоснабжение. 40% селитебной зоны подтоплено, уровень грунтовых вод ежегодно поднимается на 22 сантиметра. Изношенные на 80 процентов и более, водные магистрали города переживают в среднем в день по 15—17 прорывов. Недостаточно эффективна очистка сточных вод, которые из-за прорывов не доходя до накопителя, озера Атыгай, растекаются по всей территории. Тем самым происходит вторичное загрязнение воды, в ней накапливаются токсичные элементы и тяжёлые металлы, так что качество питьевой воды в Екибастузе очень низкое: превышены ПДК по всем контролируемым веществам, в том числе азоту аммонийному и нефтепродуктам.

.

Этимология

Существует несколько гипотез о происхождении названия города «Екі бас тұз» (что дословно значит «Две головы соли»).

По легенде, Косум Пшембаев, который в XIX веке обнаружил залежи угля, обозначил место находки двумя головами соли, так как с собой у него больше ничего не было. Таким образом он невольно дал название местности.

В реальности уже на двухверстной топографической карте, составленной Омским военно-топографическим отделом в 1876 году, нанесено озеро Экибастуз с обозначенным около него угольным месторождением. Название Экибастуз существовало до открытия здесь угля.

.

История

Первое упоминание: 1876 год

Каменный уголь здесь нашли задолго до революции, и уже к 1917 г. посёлок Экибастуз был крупнейшим центром угледобычи на территории современного Казахстана.

Уже в 1899 году для вывоза угля сюда была подведена железная дорога от Воскресенской пристани (сейчас город Аксу).

1939 год - населённый пункт Экибастуз был отнесён к категории рабочих посёлков и получил наименование Экибастузуголь.

1948 год - вбит первый колышек на месте строительства города.

1952 год - восстание заключённых в 6-м лаг-отделеннии Песчанлага[2].

В 1953 г. в Экибастузе вновь появилась железная дорога - старая, видимо, была разобрана в 1920-е годы за ненадобностью. Теперь железнодорожная линия шла уже не от пристаней на Иртыше, а одновременно из Павлодара, который был соединён через Алтайский край с единой железнодорожной сетью страны, и из Целинограда (теперешней Астаны) на Трансказахстанской магистрали.

12 июня 1957 года Экибастузу присвоен статус города.

На рубеже 1970-х и 1980-х гг. Экибастуз стал обзаводиться собственными энергетическими мощностями. Местные ГРЭС-1 и ГРЭС-2 стали крупнейшими электростанциями СССР.

.

Достопримечательности

Главная городская достопримечательность - 300-метровый угольный разрез.

Самый глубокий карьер

Мечеть
Здание является памятником архитектуры.
Мечеть построена в арабском купольном стиле и с высоты птичьего полета читается как слово «Аллах».
Рядом со зданием мечети возведен башнеобразный минарет (от арабского манара — маяк) – 50 м, предназначенный для призыва глашатаем (азаншы) мусульман на молитву.
Большой зал мечети украшает хрустальная люстра весом 280 кг.
Мечеть рассчитана на 1000 посетителей.
Торжественное открытие Экибастузской мечети, на котором присутствовал муфтий Казахстана Ратбек-кажы, состоялось в сентябре 1998 года.
Возведенная по проекту городского архитектора Жениса Хайдарова, она стала украшением города и была признана одной из красивейших в республике.

Серафимо-Иверский собор

Екибастуз - Иверско-Серафимовский собор

Собор является памятником архитектуры. Архитектор А. А. Ковязин.
Назван в честь святого Серафима Саровского и Иверской иконы Божьей матери.
Храм представляет собой 3-этажный комплекс по 700 м² на каждом этаже. Высота 46 м. Здание венчает 8 куполов, что означает число вечности. Из 5 центральных куполов главный символизирует Спасителя, 4 купола — евангелистов. Своды храма, сходящиеся под центром куполом, обозначают, что вся Вселенная под волей Божьей.
На колокольне установлен комплект из 9-ти колоколов, которые отлиты на Московском заводе им. Лихачёва. Самый большой колокол — «Благовест» весит 1024 кг. На нем надпись: «Спаси, Господи, люди твоя и благослови достояние твоё».
Строительство Серафимо-Иверского собора начато в 1992 году, открытие состоялось в 1999 году.
В строительстве храма принимали участие и христиане, и мусульмане, их имена высечены на мемориальной доске у главного входа в храм.
В церемонии освящения верхнего храма собора принимал участие архиепископ Астанинский и Алматинский Алексий.

Историко-краеведческий музей
Музей был основан в 1987 году.
В фондах музея более 28000 единиц хранения. Среди них имеются уникальные экспонаты:

  • Коран XVII века,
  • этнографическая коллекция народных мастеров Сагындыковых,
  • антропологический слепок сакской женщины эпохи раннего железа,
  • коллекция народных музыкальных инструментов,
  • музыкальный инструмент XVIII века — фисгармония,
  • богатая коллекция самоваров.

Музей имеет 9 экспозиционных залов, более 200 экспозиции в которых представлена богатая история края от эпохи каменного века до современных времен, материал о развитии угольных месторождений от великого рудознатца Косыма Пшембаева до наших дней.

Обелиск Славы
(время установки: 09.05.1983г.)
Расположен в центральной части города, возвышаясь в самом сердце сквера Независимости.
Этот памятник установлен в знак памяти о воинах-казахстанцах, которые не вернулись с Великой Отечественной войны.
Он представляет собой стелу в виде штыка, устремленного в небо. Высокий, стройный, серебристый изящный и одновременно грозный 12-метровый монумент производит внушительное впечатление. В нижней части, изготовленного художником и скульптором Сергеем Пантелеевым, установлены скульптуры солдата, горняка и труженицы, символизирующие общий подвиг советского народа.

Мемориальная доска
в память воинов-экибастузцев, погибших и без вести пропавших в годы войны
(время установки: 05.05.1995г.)

Екибастуз - Ковш экскаватора на Привокзальной площади

Ковш экскаватора, которым отгружен первый эшелон угля в 1954 году
(время установки: 1972 г., автор К. Бектемиров)

.

Церковь православная

В 1901 году на Экибастузских копях тщанием «Воскресенского акционерного горнопромышленного общества» началось строительство церкви во имя святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских.
По благословению епископа Омского и Павлодарского Сильвестра (Ольшевского; зверски убит большевиками 20.02.1920) церковь была освящена 6 июня 1916 г.
Здание храма было деревянным с такой же в одной связи колокольней на каменном фундаменте.
Послушание в церкви несли согласно штатного расписания один священник и псаломщик.
При храме имелись две приходские школы.

В августе 1923 г. православный приход советская власть закрыла, а здание церкви переоборудовала под детский дом для рабочих угольных копей.
Наступили десятилетия воинствующего безбожия и духовно-нравственной разрухи.

В 1977 году верующие города Экибастуза получили разрешение на покупку молитвенного дома, о чем сообщили епископу Алма-Атинскому и Казахстанскому Серафиму (Гачковскому; †14.04.1982).

Епископ Серафим прислал настоятелю Христо-Рождественского храма г. Павлодара протоиерею Николаю Григорьевичу Попову Указ №359 от 12 сентября 1978 года: «Вам благословляется совершить освящение храма в честь Преподобного Серафима Саровского в городе Экибастузе Павлодарской области. Освящение совершить иерейским чином желательно в воскресный или праздничный день совместно с настоятелем этого храма, бывшим диаконом Семипалатинского Воскресенского собора, священником Николаем Тупчим. Прошу Вас рапортом сообщить мне о совершенном освящении. Также прошу Вас по силе возможности помочь начинающему молодому священнику».

В 1978 году была зарегистрирована община и приобретен молитвенный дом, который 1 октября этого же года был освящен в честь преподобного Серафима Саровского священником Христо-Рождественской церкви города Павлодара протоиереем Николаем Поповым и настоятелем новообразованного Серафимовского прихода иереем Николаем Тупчим.

10 октября владыка Серафим письменно выразил благодарность протоиерею Николаю Попову за понесенные труды: «Благодарю Вас за освящение Экибастузского храма и за ту необходимую помощь, которая оказана Вашим приходом. Надеюсь, что и в дальнейшем Вы также будете проявлять внимание к Вашему ближайшему соседу и собрату».

Совершая визитацию приходов Павлодарской области в июне 1979 года, епископ Серафим посетил Серафимовский молитвенный дом г. Экибастуза.
Это был первый архипастырский визит в город.

Первым экибастузским храмом был жилой дом по ул. Карагандинская, 35, приспособленный для совершения богослужений.
В 80-е годы проведена реконструкция храма.

В январе 1992 году архиепископ Алма-Атинский и Семипалатинский Алексий (Кутепов) благословил строительство Серафимо-Иверского собора в городе Экибастузе.
Решением экибастузской городской администрации 29 сентября 1992 года под строительство храма выделен участок земли.
С 1 июня 1992 года клириком Свято-Серафимовского храма назначен протоиерей Игорь Попов, а с 1 сентября этого же года - настоятелем храма.
27 ноября того же года священник Игорь Попов по благословению архиепископа Алексия в сослужении священника Николая Тупчего при стечении множества православных экибастузцев совершил чин на основание церкви.
Так, в первый год обретения Казахстаном независимости началось в городе Экибастузе строительство Серафимо-Иверского собора, ставшего духовным центром города и его архитектурным украшением.
Из-за постоянных проблем с финансирование строительство храма продолжалось шесть лет, и к концу 1998 года было в основном завершено.

6 января 1999 года, в Навечерие Рождества Христова, по благословению владыки Алексия по улицам Экибастуза прошел крестный ход. Православные во главе с благочинным церквей I округа Павлодарской области игуменом Иосифом (Еременко) и благочинным церквей III округа Павлодарской области, настоятелем строящегося собора священником Игорем Поповым, торжественным крестным ходом перенесли святые иконы из старого молитвенного дома в новый собор, где с этого дня начались регулярные богослужения.

6 июня 1999 года, в Неделю 1-ю по Пятидесятнице, в день Всех святых, архиепископ Астанайский и Алматинский Алексий совершил освящение нижнего придела собора во имя преподобного Серафима, Саровского чудотворца.

22 августа 1999 года, в Неделю 12-ю по Пятидесятнице, архиепископ Астанайский и Алматинский Алексий совершил Божественную литургию в Серафимо-Иверском соборе и возвел настоятеля собора священника Игоря Попова в сан протоиерея. По окончании Литургии архиепископ Алексий вручил строителям собора высокие Патриаршие награды.

В полной мере строительство и внутренняя отделка собора были завершены осенью Юбилейного 2000-го от Рождества Христова года. 21 сентября этого года был освящен верхний храм - в честь Иверской иконы Божией Матери. Освящение Иверского храма, по благословению архиепископа Астанайского и Алматинского Алексия, совершил епископ Томский и Асиновский Ростислав (Девятов).

Пятиглавый собор устремлен ввысь на 43,6 метра (высота до вершины восьмиконечного креста, венчающего главный купол). Общая площадь здания - 1602,6 кв. метров.
Собор имеет трех-уровневую систему устройства:

  • нижний уровень - подвальное помещение;
  • средний уровень – Серафимовский храм (он же - крестильный храм с купелью для полного погружения);
  • верхний уровень – Иверский храм, балкон для хора, выход на колокольню.

Центральная часть храма венчается пятью куполами с отдельным куполом на звоннице и двумя малыми куполами над боковыми переходами. Перед центральной частью имеется звонница площадью 63,9 кв.м. с девятью колоколами массой 1024 кг, 210 кг, 112 кг, 100 кг., 30 кг., 16,5 кг., 14 кг., 8 кг, 4 кг. Звонница завершена куполом. Под звонницей помещена парадная лестница, ведущая непосредственно в помещение храма. Между звонницей и храмом размещаются помещения администрации и вспомогательных служб.
На территории храма построена каменная сень (место для освящения воды на праздник Крещения Господня). Она построена из красного кирпича, высотою 11 метров по вершине креста.

В соборе есть иконы с частицами мощей святых угодников:

  • преподобного Серафима Саровского,
  • преподобноисповедника Севастиана Карагандинского,
  • Оптинских старцев,
  • святого благоверного князя Петра и княгини Февронии Муромских,
  • священномучеников Серафима и Феогноста Алма-Атинских,
  • великомученика и целителя Пантелеимона,

часть облачения священномученика Владимира Талдыкорганского.

.

Знаменитости

Город подарил немало известных и выдающихся людей.

ТУРСЫНГАЛИЕВ Муса спортсмен-боксер

УСТЮГОВ Александр[3] - артист, музыкант, почетный гражданин Екибастуза

Почётные граждане

Ввиду многочисленности Почётные граждане представлены на отдельной странице: Почётные граждане Екибастуза

.

Память

Улицы города носят имена:

(В скобках - уполномоченный орган и дата присвоения)

улица З. Шарипбаева (решение исполкома Экибастузского Совета народных депутатов от 11 апреля 1985 года)

улица Шарипова (решение исполкома Экибастузского Совета народных депутатов от 18 августа 1987 года №532/21)

улица Торайгырова (решение Главы Экибастузской городской администрации от 31 марта 1993 года №822)

улица Бухар Жырау (решение Главы Экибастузской городской администрации от 28 мая 1993 года №952)

улица Естая Беркимбаева (решение Главы Экибастузской городской администрации от 15 августа 1993 года №1094)

улица Сатпаева (решение Главы Экибастузской городской администрации от 17 сентября 1993 года №1151)

улица Гридина (постановление Главы Экибастузской городской администрации от 8 июля 1994 года №435)

улица М. Шорманова (постановление Главы Экибастузской городской администрации от 8 июля 1994 года № 435)

улица Дуйсембаева (постановление Главы Экибастузской городской администрации от 8 июля 1994 года № 435)

улица Т.Ш. Арбиева (постановление Главы Экибастузской городской администрации 19 декабря 1994 года № 727)

улица Чалбышева (постановление Главы Экибастузской городской администрации 19 декабря 1994 года №727)

улица Альмухамбетова (постановление Главы Экибастузской городской администрации от 31 января 1995 года № 53)

улица Жунусова (постановление Главы Экибастузской городской администрации от 10 июля 1995 года № 358)

улица Сутжанова (решение акима города Экибастуза от 17 октября 1996 года № 450)

улица Кудушевой (решение акима города Экибастуза от 2 июля 1997 года № 360)

улица Кадреновой (решение акима города Экибастуза от 2 июля 1997 года № 360)

улица Елгелдина (решение акима города Экибастуза от 29 февраля 2000 года № 101)

улица Маргулана (решение Екибастузского городского маслихата от 9 января 2004 года № 3.30)

улица Мәшһүр Жүсіп (постановление акимата города Екибастуза от 22 декабря 2009 года №825/12 и решение Екибастузского городского маслихата от 25 декабря 2009 года № 235/19)

улица Ерғанат Көшербаев (решение маслихата Павлодарской области №209/20 от 31.01.18 г.)

улица Шәкәрім (решение маслихата Павлодарской области №209/20 от 31.01.18 г.)

бульвар Академика Марденова (решение маслихата Павлодарской области №209/20 от 31.01.18 г.)

проезд Габбаса Сагиденова (решение маслихата Павлодарской области №209/20 от 31.01.18 г.)

улица Болата Шапенова - 2016 г. (род. в Баянаульском районе) - полковник милиции, ветерана Великой Отечественной войны и органов внутренних дел

улица Қазбека Нұралина

улица Петренко (Николай Иванович)

.

Почётные граждане Екибастуза [4]

По адресу проживания или по месту работы почётного гражданина города Екибастуза устанавливается мемориальная доска по ходатайству коллектива.

Впервые звания были присвоены в 1972 году - в честь 15-летия города.

ЦАРЁВ Степан — первый почётный гражданин Экибастуза.

УСТЮГОВ Александр

.

Дополнительно

Почитать:

Жюль де Кателен - Исследование частных шахт господина А.И.Дерова, 2003 (pdf-файл - читать/скачать)

Экибастуз

Город Екибастуз

Приход Иверско-Серафимовского собора города Екибастуза

Екибастуз. В гостях у Царицы Труб.

Удивительная история женщины-скульптора из Экибастуза стала сюжетом для киноновеллы

Юный нейл-мастер из Экибастуза одержал победу в международном конкурсе

Посмотреть:

Город_где_вырос

Город где вырос

Город где вырос

Большие города. Экибастуз: https://www.youtube.com/watch?v=0xUkp7YtIy0

Большие города. Экибастуз (Павлодарская область): https://www.youtube.com/watch?v=k23eX16n1m0

Большие города. Экибастуз - город-мировая легенда: https://www.youtube.com/watch?v=beqgdhWmdyU

Екибастуз. Новости. Именем уважаемого екибастузца назвали одну из улиц города: https://www.youtube.com/watch?v=IUIzBdn68-E

Екибастуз с высоты птичего полета в 4k: https://www.youtube.com/watch?v=HU4tMiGIhYI

.

Advertisement