Павлодарика Вики
Advertisement
Павлодарика Вики

Казахские жузы

- старший, средний и младший.

Жузы служили для управления огромной степной территорией и играли роль административных единиц.

В ученой среде нет единого мнения и в отношении времени возникновения жузовской системы, и в отношении ее идеологической и практической наполненности. Можно предположить, что древние племена, составляющие казахский народ, были поделены на три жуза или, другими словами, на три военных округа древним гениальным полководцем. Казахи на протяжении веков продолжают бережно хранить сведения о своей принадлежности к определенному фронту /кругу/ – ЖҮЗ, армии – ТАЙПА, дивизии – РУ, полку – АТА, батальону –  CҮЙЕК. 

  • К Старшему жузу относятся 12 родов,
  • в Среднем жузе – 6,
  • а в Младшем – 3 ТАЙПА, которые насчитывают 25 родов.

Кроме того, отдельно выделяются роды, не входящие в жузовскую систему. Самыми крупными из них являются ТӨРЕ – чингизиды, ҚОЖА и СУНАҚ – потомки арабских миссионеров, а также ТӨЛЕҢГІТ – потомки наемных и плененных воинов.

Казахские роды имели все атрибуты воинских подразделений, такие как форма (имеется в виду, конечно, обычная одежда и конская амуниция, которая тем не менее имела отличия, по которым можно было определить родовую принадлежность обладателя), знамя, печать-тамгу и боевой клич, но между собой роды никогда не воевали.

В древности каждый казахский род имел своего бия при главе рода. Би каждого рода решал внутриродовые конфликты и споры, отстаивал интересы своего рода в межродовых спорах. Иначе говоря, бии исполняли в степи роль полиции, суда, были проводниками идеологии казахов. Именно они своим веским, аргументированным словом обеспечивали внутриполитическую стабильность в Великой степи. А когда нападал внешний враг, би обеспечивал мобилизацию своего рода, и казахи как единая нация давали отпор агрессору.

Каждый из казахских жузов имел своего верховного бия. Так,

  • Толе би правил Старшим жузом,
  • Казыбек би – Средним,
  • а Айтеке би – Младшим жузом.

Широко распространенная пословица гласит:

  • Ұлы жүздің баласын қауға беріп малға қой [Выходцу из Старшего жуза дай бадью и отправь поить скот].
  • Орта жүздің баласын қалам беріп дауға қой [Выходцу из Среднего жуза дай перо и отправь на судебную тяжбу].
  • Кіші жүздің баласын найза беріп жауға қой [Выходцу из Младшего жуза дай копье и отправь на битву].

.

Средний жуз (каз. Орта жүз)[1]

Группа казахских племенных объединений в Центральном, Северном и Восточном Казахстане. Средний жуз занимал центральную, северную и восточную часть современной территории Казахстана.

Девиз: Акжол - За справедливость!

В конце XIX — начале XX в. число казахов Среднего жуза составляло примерно 1 млн 350 тыс. человек. Если к этому числу добавить кереев, найманов, проживавших в Китае и Монголии, то их число превысит 1 млн 500 тыс. человек.

.

Племена Среднего жуза

В среднем жузе - 6 родов: Аргын, Найман, Кипчак, Конырат, Керей, Уак. Дети Жанарыса, сына Алаша

.

Аргыны[2]

Тамга аргынов

Их лозунг и клич — «Акжол».

По легенде прародителем считается Кодан-тайши.

И генеалогия, и генетика дают основания предполагать, что основным родоначальником аргынов был золотоордынский эмир Караходжа с (XIV в.) или его ближайшие предки.

Самое многочисленное казахское племя, перешедшее из улуса Джучи в Тимуридское государство при Абу-Саиде правнуке Тимура, затем перекочевавшее из Мавераннахра в Сибирское ханство вместе с ханом Кучумом, а после поражения хана Кучума вошедшее в Казахское ханство.

Согласно К. Этвуду, аргыны (аргуны) происходят от завоёванных степных народов Монгольского плато, подчинённых монголами и приведённых на запад монгольским завоеванием. По его мнению, аргыны (аргуны) представляли собой онгутский клан, который добился важной позиции в джучидской Синей Орде и сформировал часть казахов и моголов.

Аргыны стояли у истоков формирования казахской нации. Вот что об этом пишет Мухаммед Хайдар Дулати: «В это время Абулхаир хан владычествовал в Дешт-и-Кипчаке, султанам джучидским приходилось от него очень плохо, и двое из них - Джанибек и Керей, бежали в Могулистан. Исаи Бугу хан принял беглецов хорошо и отвел им край Чу и Козыбаши, который составляет западную часть Могулистана».

В народе говорят, что конфликт между Абулхаир ханом и казахскими султанами возник из-за того, что Даиркожа би, из рода аргынов, прозванный за справедливость Акжол-бием, и Кобланды батыр, из рода кара-кипчаков, оба - любимцы Абулхаира, недолюбливали друг друга. Однажды в степи Кобланды убил Акжол бия. Узнав об этом, Жанибек султан потребовал смерти Кобланды батыра по законам обычного права (око за око, кровь за кровь). Абулхаир отказал Жанибеку, так как это могло привести к волнению среди кипчаков, и предложил тройной кун (цена, стоимость) - как бы жизнь трех людей. Жанибек остался недоволен и откочевал с аргынами. Откочевка аргынов в Могулистан стала начальной вехой самостоятельной этнической истории Казахского ханства, предположительно образованного в 1465-1466 гг.

«После смерти Абулхаира улус Узбекский пришел в расстройство, - пишет М.Х. Дулати. Тогда множество народа откочевало к Керею и Джанибеку ханам. В 1469 г. Казахское ханство выходит на политическую арену как самостоятельное государство. С самого начала образования Казахского ханства аргыны выступали сторонниками целостности, единства государства, поддерживая центральную власть, пресекали сепаратийские движения, стояли в первых рядах защитников страны при нападении внешних врагов".

Племя Аргын состоит из 12 родов и включают в себя:

От жены Ергүл «5 мейрам» -

  1. Каракесек: қамбар, жалықбас, шұбыртпалы, бошан (таз, байбөрі, машай (кояншы-таңай, керней-кәрсен), жанту, манат), әлтеке (алмұрат, дос, койкел, сапақ, есболат, отеген), сарым (тоқсан, отеміс), кара (кожас, жарас, бәркөз, отеп, тақабай, мұрат, дүзен, тоқан) және шор (дүйсенбай, шекшек, тілеубай, айтімбет, кожам, алтөбет).
  2. Куандык: алтай-карпыки (кареке, тока, сармантай), есенғарт, аманғарт, омір, темір, темеш.
  3. Суйиндык: каржас, орманшы, құлболды (айдабол, күлік, ақбура, тұлпар, қаблан), жанболды, мәжік (малай, жәдігер).
  4. Бегендик: козған (оразгелді (тәңірберді, сырық)).
  5. Шегендик: кақсал.

От жены Момын «7 момын» -

  1. Атыгай: кұдайберді, бәйімбет, бағыс, баба, ақкиік, койлы, кұлансу, бабасан, кадір, елтоқ, сары, есентаңырық, сүйіндікқар, майлыбалта.
  2. Басентиын: ақмайдан, бекмайдан, тоқмайдан, ақтілес, күшік, карабұжыр, апай, бөрі, сырым, төрт сары
  3. Карауыл: кұрманқожа, кұлынша, кұлымбет, түнқатар, калды, ботпан, жаулыбай, ақонай, коңырша, қантай.
  4. Канжыгалы: есен, бозым.
  5. Тобыкты: жуантаяқ, дадан, мұсабай, көкше.
  6. Дәуіт.
  7. Ақтәжі, Байтәжі.

От жены Айнамкөз «кіші арғындар» или "тоқал арғындар" (младшие аргыны) -

  • Томенги-шекты,
  • Жогары-шекты,

От дочери Таракты: апай, тоқтауыл, қыдыр, жәші (жасши), әлі, сары, әйтей, қосанақ, алакөз, шәуке, әлеуке, көгедей.

Проживали на территории Тургайского плоскогорья до Чингизских гор на востоке и на северо-западном побережье Балхаша. Они располагались на территории Павлодарской, Акмолинской, Каркаралинской, Семипалатинской, Кокчетавской, Тургайской, Атбасарской и Кустанайской областей.

Согласно сведениям Г. Н. Потанина, аргынские роды козган и каксал проживали на территориях Атбасарского и Павлодарского уездов.

Суйиндик. Современное расселение:

  • Российская империя, Павлодарский уезд, Баянаульский внешний округ;  
  • Казахстан, преимущественно Павлодарская область.

Каракесеки: В 1926 году - 250 тыс. человек. Расселение: Каркаралинский, Атбасарский, Семипалатинский, Павлодарский уезды.

Иван Андреев:

...От крепости Ямышевской до крепости Железинской по Иртышу обитают: 1) таракты (аргыны); кочуют напротив форпоста Семиярского на озере, образованном родниковыми водами...

Волость тараклинская, в которой старшина Мурза-гилдей. Подвластных онаго кибиток 40. Сия волость 1777 года в крепости Ямышевской принята во всероссийское Ее Императорского Величества подданство, кое и учинении в марте месяце торжественной присягой и под оною, как старшина Мурзагилдей и при нем знатные киргизцы Якшибай Ядыков, Токтамыш Урызбаев, Идлыбай Тюлимбаев, Байбура Утебаев вместо подписи приложили свои тамги и с подвластными из 60 человеках, которые подписки у пограничных дел в крепости Ямышевской находятся. На угощение их употреблено денег 3 руб. 40 коп. Оным же старшинам и киргизцам прислано из крепости Омской подарков разными вещами на 29 руб. на 5 копеек. Кочевья свои имеют в степи пониже крепости Семипалатной в 280 верстах от оной в Зачудских сопках, от коего истекают ключи и озера. Лошадьми и скотом достаточны.

По данным сельскохозяйственных переписей в 1896—1911 гг., численность аргынов составляла 509 тыс. чел., в том числе в Павлодарском уезде 78 % (главным образом басентеин, суйиндык).

Дополнительно

Почитать:

Казахи-аргыны – потомки единого предка или союз племен?

Аргыны: опыт этнологического исследования

Расселение 50 казахских родов свидетельствует о генетической истории казахов

АРГЫН

.

Кыпшаки [3]

Они являются выходцами из Кокандского ханства, и часть присоединились к казахам после падения Кокандского ханства, а часть до сих пор проживает в Ферганской долине, в составе киргизского узбекского этносов.

Жили в основном в Центральном Казахстане, на южных берегах Сырдарьи в её среднем и нижнем течении, на берегах Тобола. По данным царской переписи, они селились в Кустанайском, Перовском, Павлодарском, Омском уездах. В настоящее время живут в Костанайской, Кызылординской, Павлодарской, Карагандинской, Акмолинской, Северо-Казахстанской и Туркестанской областях Казахстана.

По данным сельскохозяйственной переписи 1899—1912 гг. кыпчаков насчитывалось 169 тыс. человек, в том числе в Павлодарском уезде — 14,8 тыс. (10,3 %).

Их лозунг — «Ойбас».

.

Найманы

обосновались в основном в восточном регионе Казахстана, на плоскогорьях Алтайских гор и до Джунгарского Алатау. Часть найманов кочевала в районе гор Улытау в Центральном Казахстане, а также по берегам Сырдарьи. До Октябрьской революции найманы были расселены на территории Лепсинского, Капальского, Усть-Каменогорского, Зайсанского, Атбасарского, Семипалатинского, Перовского уездов.

Их лозунг и клич — «Каптагай».

.

Коныраты

проживали на территории Южного Казахстана, на южных берегах Сырдарьи в её среднем течении, так же в предгорьях Каратау. В основном они проживали в Чимкентском, Перовском и Ташкентском уездах, и в других регионах Средней Азии.

Боевой клич — «Алатау».

.

Керей

жили в Северном и Восточном Казахстане, на берегах Иртыша и Ишима, в западных отрогах Алтайских гор, в Перовском, Омском, Каркаралинском, Кустанайском, Семипалатинском, Зайсанском уездах.

Их лозунг — «Акжол Каракожа».

.

Уаки[4]

Их лозунг и клич — «Жаубасар, Мукамал».

Все, что о них известно — предками уак являются Сарман и Шога. От Сармана было двое — Карагоз и Кокчекоз. У Шоги — пятеро: Сарбаян, Сарша, Беимбет, Мурат, Сргели.

Род Уак весьма разнороден по своему составу, в него входят:

  • Багыс — оторвавшаяся часть oт каракиргизских багишей.
  • Сиргелы (Сіргели) из сиргелинцев Старшего жуза, отцом Сиргели является великий воин из рода Уак, а матерью дочь хана из рода Торе (белая кость-чингизиды), поэтому было принято решение хана и старейшин того периода вывести Сиргели в отдельный род внутри Старшего жуза.
  • Ергенекты потомки ергенекты найманов (или сары жомартов), согласно родословной, происходят от невестки из рода Ергенекты-Найман. Однако, согласно историческим фактам, это крупная часть рода Найман, прибывшая на помощь роду Уак во время джунгарских воин, и так и оставшаяся в составе Уак. Об этом говорит использование отдельной от племени Уак тамги — «ергенек», а также, совпадение подродов Ергенекты-Найман и Ергенекты-Уак. Найманское и уакское объединение Ергенекты включало в себя следующие общие крупные роды: баржаксы, бидалы, бура, жансары, каратай, кокжарлы, шайгоз. Таким образом, становится очевидно, что родоначальники указанных выше подродов Ергенекты-Уак, были по происхождению найманами.

Согласно одной версии, ханы Среднего жуза вели политику захвата территории. Для этого, лучших воинов, проявивших себя в боях, выделили в отдельное звено и было дано им новое имя Уак, подобно толенгутам, которые должны быть при ханской ставке. Воинам категорично воспрещалось называть своё происхождение. Отныне они были Уак. Судя по передвижения воинов Уак, им давали свободный проход по территориям Орта Жуз, снабжали едой и оружием. Территориально Уак двигались от Атырау до северных границ Алтая. Удерживая территорию Алтая, уак не дали возможности китайским императорам и русским царям ввести на эту территорию свои войска. Старейшина Кошкарбай покорял и вывозил алтайцев на казахские земли, а казахов переселял на Алтай. После гибели Кошкарбая его лучший друг Аблай хан соединил войска под своим управлением и продолжил политику захвата. До сих пор на Алтае детей пугают грозным именем Кошкарбая: будешь баловаться, придёт Кошкарбай и заберёт тебя. Очень много воинов Уак погибли в боях против Калмыков и Джунгар. Уак родственны Кереям и Найманам.

Проживали в Костанайской, Павлодарской, Восточно-Казахстанской и Северо-Казахстанской областях Казахстана, также в Алтайском крае, Омской и Новосибирской областях.

На сегодняшний день род Уак расселён в Павлодарской, Восточно-Казахстанской, Северо-Казахстанской, Костанайской областях РК.

. В Среднем жузе кроме упомянутых племён жили торе, толенгуты, кыргызы.

.

Некоторые особенности принадлежали не отдельному роду, а целому жузу, в которые они объединялись. Например, представители Среднего жуза были лучше приспособлены к гуманитарной и творческой работе. Из этого жуза вышло много биев и акынов. Также их отличает терпимость и спокойствие. - БАТЫРБЕК МУСИН

.

Дополнительно

Почитать:

Каждый казах должен знать свой род и жуз

Деление казахов на жузы и роды — система административного управления и защита от кровосмешения

ЧЕМ КАЗАХСКИЕ РОДА ОТЛИЧАЮТСЯ ДРУГ ОТ ДРУГА

Посмотреть:

КАК ОБРАЗОВАЛИСЬ ЖУЗЫ? ПОЧЕМУ ЖУЗЫ ТАК НАЗЫВАЮТСЯ? СТАРШИЙ, СРЕДНИЙ, МЛАДШИЙ. Зачем нужна история?:

КАК_ОБРАЗОВАЛИСЬ_ЖУЗЫ?_ПОЧЕМУ_ЖУЗЫ_ТАК_НАЗЫВАЮТСЯ?_СТАРШИЙ,_СРЕДНИЙ,_МЛАДШИЙ._Зачем_нужна_история?

КАК ОБРАЗОВАЛИСЬ ЖУЗЫ? ПОЧЕМУ ЖУЗЫ ТАК НАЗЫВАЮТСЯ? СТАРШИЙ, СРЕДНИЙ, МЛАДШИЙ. Зачем нужна история?

Все мы знаем, что казахи состоят из 3 жузов (Ұлы жүз, Орта Жүз, Кіші жүз). Не делятся на 3 жуза, а состоят из 3 жузов! Старший, Средний, Младший. Почему именно так? Это остается самым сложным вопросом в истории Казахстана и точного ответа на данный вопрос до сих пор нет, но я сейчас попробую вам что-то объяснить.

Как казахи поделились на жузы? Дорога людей:

Как_казахи_поделились_на_жузы?_Дорога_людей

Как казахи поделились на жузы? Дорога людей

Вопрос о происхождении трех жузов у казахов, возможно, ключевой вопрос казахской истории. В кочевом мире, будь то на пространствах Евразии, будь то в северной Африке, нет такой структуры трех жузов. Степные государства, а их довольно много было на протяжении последних двух тысяч лет, чаще всего делились на правое крыло, на левое крыло, центр. Такое деление типично и для государства улуса Джучи, золотой Орды. Это типично для джунгарских государств. Это было типично для хуннов. У них даже были князья левого крыла, князья правого крыла. Но деления на три жуза, в таком формате как у казахов, нет нигде больше И возникают вопросы: откуда, почему, в чем причина, почему именно у казахов образовалась жузовая структура? Очередной исторический этюд серии «Дорога людей» известного историка востоковеда, кандидата исторических наук Султана Акимбекова.

.

Advertisement