Павлодарика Вики
Advertisement
Павлодарика Вики
География > Районы > Иртышский район:

Иртышск[1]

Иртышск
статус посёлок
район Иртышский
сельский округ Иртышский
код КАТО 554630100
ID населенного пункта A4895
почтовый индекс (старый образец) 140500
телефонный код +7 (71832)
год основания 1911
население 7072 (2019)

Расположение:

  • на левом берегу Иртыша, есть пристань
  • в 170 км от Павлодара
  • на автотрассах Р-168 и Р-168, есть автостанция

Идёт загрузка карты…

Топографическая карта:

Иртышск - топо-карта

В поселке есть элеватор.

.

Администрация

Иртышский с-о

В мае 1912 года здесь был открыт город Иртышск, впоследствии утративший свой статус. В 1973 году поселок городского типа Иртышск второй раз стал городом, а в 1993 году вновь селом.

Административный центр Иртышского района и Иртышского сельского округа.

.

История

Назван по реке Иртыш, на левом берегу которого расположен.

Красный Яр - это бывшая Опытная станция, ПОСХОС, с. Заречное, ОПХ "Иртышское", село "Иртышское", очень давно - №75 (Кубанская) и ныне "Кызыл жар" - тот же Красный яр, только на казахском языке.

В 1911 году состоялась закладка г. Иртышск, на территориях нескольких поселений.

В 1913 году - волостной центр Павлодарского уезда.

Населенный пункт возник в 1913 году на месте селения Красный Яр (1911 г.), основанного первыми переселенцами, кубанскими казаками, под названием Иртыш, с 1914 года – посёлок Иртышский, с 1920 года – село Иртыш, центр одноимённой волости Павлодарского уезда Семипалатинской области. С 1928 года центр Иртышского и Кызылагашского районов Павлодарского округа, а с 1932 года – Восточно-Казахстанской области, с 1938 года – Павлодарской области.

По материалам Всесоюзной переписи населения 1926 года в селе Иртышское Иртышского сельсовета Иртышской волости насчитывалось 626 хозяйств, проживало 3175 человек (в том числе 1539 – мужского пола и 1636 – женского пола). В Иртышский сельсовет входили населенные пункты: Совхоз №2, хутор Якименко, деревня Субач, село Иртышское и поселок Кубанский.

В 1927 г. открыта метеорологическая станция.

В 1939 году в Иртышске была открыта первая в области школа механизации, а в 1954 году – УМСХ №39, с 1965 года – СПТУ №39, с 1984 года – СПТУ №21, ныне профессиональная школа №21.

В 30-50-е годы ХХ века в Иртышске находилась Иртышская МТС, обслуживавшая колхозы имени Чкалова (аул Кулан) и имени 18-го партсъезда (аул Сарыбай). В 1958 году МТС преобразована в РТС, а в 1961 году – ликвидирована, её обязанности переданы «Казсельхозтехнике».

В 1954 году в населенном пункте образован совхоз «Иртышский». В 1958 году совхоз ликвидирован, на его базе образован откормочный молочный пункт «Иртышский». В 1977 году. откормпункт передан совхозу «Суворовский».

В Иртышский сельский округ, до 1994 года – Иртышский сельсовет (образован в 1920 году), входит лишь один населенный пункт – Иртышск.

Населенный пункт имеет зерновой элеватор, ремонтно-механический завод, предприятия лёгкой и пищевой промышленности, автостанцию, краеведческий музей. В Иртышске расположена нефтеперекачивающая станция нефтепровода Омск – Павлодар – Шымкент.

.

Достопримечательности

В 6.3 км от села находится группа курганов эпохи бронзы и раннего железа.
Севернее Иртышска расположены курганы VI-IV вв. до н.э.

Александро-Невский храм

Александро-Невский храм

В 90-е годы ХХ века в приспособленном здании старой постройки открыта мечеть.

Мечеть «Ержан»

Иртышск - мечеть Ержан

Дата регистрации 31 октября 2001 году.
13 ноября 2002 года состоялось открытие новой иртышской мечети «Ержан».
Площадью 0.0645 га.
По инициативе и общими усилиями  жителей округа.
В честь знаменитого земляка акына-импровизатора Иса Байзакова.
     Вместительность 100 человек.
В аренде у государства

Дом купца Сорокина (штаб 19-го Карел-полка)
Установлен в 1915 году.
Дом купца Сорокина  –  выполнен из дерева, кровельное покрытие из железа, длина здания 12 метров, ширина 6 метров, высота 3,5 метра.
Мемориальная доска на доме купца Сорокина с текстом:
«Здесь в ноябре 1919 г. размещался штаб Карельского полка, который освободил Иртышск от колчаковцев.
1927-1965 гг. – здание районного комитета Коммунистической партии Казахстана».

Иртышск - Дом культуры

Дом культуры
Год построения – 1973г.
Количество посадочных мест – 370.

Иртышский районный экспозиционный зал
Основан в апреле 1978 года. Площадь зала занимает 110 квадратных метров. Количество экспонатов: 1200.

Памятник И. Байзакову
Установлен в 1979 году.
Постамент памятника состоит из гранита, бюст из гипса, вокруг памятника посажены молодые деревца. Высота памятника 4 метра, ширина постамента 2 метра.

Памятник землякам, погибшим в гражданскую войну.

Памятник ВОВ
Установлен в 1980 году.
Памятник из бетона.

Бюст писателя Н. Островского и школа его имени.

Аллея боевой славы
Установлена в 2015 году.
Аллея состоит из кирпича и железа.

Иртышск - гостиница Иртыш

Гостиница "Иртыш"

Церковь православная

Каменный храм во имя святого Александра Невского в селе Иртышск строился в 1912-1914 годы на средства Переселенческого управления. Освятил место под строительство и заложил первый камень епископ Омский и Павлодарский Владимир (Путята). Согласно документам, хранящимся в Иртышском историко-краеведческом музее, на церемонию закладки храма в августе 1911 года в Иртышск приехали сибирский генерал-губернатор из Омска, военный губернатор из Семипалатинска, омский архиерей и павлодарское уездное начальство. Сначала соорудили небольшую деревянную часовню, а потом в основание строительства будущей церкви лег первый кирпич, сделанный на местном кирпичном заводе. Храм строили также на народные деньги - каждый сельчанин одну десятую часть своего дохода отдавал на строительство. Высота храма была более 12 метров, а площадь - 200 квадратных метров.

В годы гонений на веру Христову с храма сняли купола и колокола, а внутри устроили мельницу.

В 70-е годы делались попытки разрушить здание, но стены так и не смогли сломать – остались руины.

В 1943 году более 100 православных верующих села Иртышск обратились в Иртышский райисполком с просьбой о предоставлении им помещения под молебный дом. Не получив ответа, 4 марта 1944 года от верующих села было подано заявление Патриарху Московскому и всея Руси Сергию с просьбой содействовать разрешению вопроса. В этом же году по вопросу открытия церкви к уполномоченному по делам Русской Православной Церкви при Совете народных комиссаров КазССР обратился проживавший находившийся в ссылке в селе Иртышск протоиерей Савва Парфенов. В августе 1945 года последовало обращение иртышских верующих к председателю Совета по делам РПЦ СНК СССР Карпову. Наконец, в 1947 году православными жителями села для проведения богослужений был взят в аренду дом местной жительницы, а в 1948 году зарегистрирована приходская община. 

В 1991 году православные верующие села вновь обратились в государственные органы с просьбой зарегистрировать общину. В ответ на их обращение 23 мая 1991 года решением исполкома районного Совета народных депутатов община православных христиан в селе Иртышск была зарегистрирована. 3 июня этого же года состоялось собрание, на котором председателем общины был избран Иван Андреевич Мальков, а также принято решение восстановить в селе разрушенный храм.

21 апреля 1992 года архиепископ Алма-Атинский и Семипалатинский Алексий (Кутепов) благословил образование в Иртышске прихода в честь святого благоверного великого князя Александра Невского, и 21 декабря этого же года приход получил регистрацию. Для проведения богослужений сельской администрацией выделено здание в центре села.

В 1993 году были предприняты первые попытки восстановить разрушенный храм, но из-за отсутствия средств восстановление храма остановилось почти на пятнадцать лет.

В 2007 году появились первые финансовые средства, пожертвованные благотворителями, но дело восстановления святыни продвигалось медленно.

В марте 2011 года было завершено строительство левого придела в честь иконы Пресвятой Богородицы «Спорительница хлебов». 27 марта 2011 года здесь была совершена первая Божественная литургия.

В настоящее время закончено возведение стен, завершается устройство (перекрытие) кровли. Освящены кресты и подняты на вершину храма купола.

Площадь 0,5 га. Вместительность 200 человек.

Реконструированное здание по улице Гагарина.

В помещении старого молебного дома находятся библиотека, воскресная школа и трапезная.

.

Знаменитости

Иртышск – родина
актрисы, балерины, заслуженной артистки Казахской ССР Байзаковой Макпузы Исаевны (1926-1988);
теплотехника, доктора технических наук, профессора Темирбаева Дюсембы Жусуповича (1938 года рождения);
доктора сельскохозяйственных наук Смаилова Казбека.

Абугалиева Хафиза (р.1926, Иртышск) - Певица, в 1961 году награждена Золотой медалью Индии.

Чайкина Жанат Ансабаевна[2] (р.1954, п.Иртышск) -
советская и казахская актриса кино и театра, театральный педагог.
Заслуженная артистка Казахской ССР (1991).
С 2008 года — ведущая актриса Казахского государственного академического музыкально-драматического театра им. Калибека Куанышбаева.

Жаманбалинов Мубарак Каримович (род. 1924 года в ауле Таттимбет Железинского района) - Почётный гражданин Иртышска

.

Память

Улицы в честь:

Би Байсерке Абыза улица (29 записей)

Богенбая улица (183 записей)

Б.Рамазанова улица (33 записей)

Бурягина улица (16 записей)

Демина улица (18 записей)

Жазы Батыра улица (32 записей)

Жалаулы улица (54 записей)

Ивана Кутурги[3]

Искакова улица (183 записей)

Исы Байзакова улица (24 записей)

Кажимукана улица (198 записей)

Кожаберген Батыра улица (29 записей)

Кудайберген Батыра

Муткенова улица (29 записей)

Оразбая Куанышева улица (21 записей)

Тугель батыра

В 1995 году казахской средней школе №2 присвоено имя Кабыкена Ауталипова. Ауталипов К.А. (1922-1988) - учитель, кавалер ордена Ленина, отличник просвещения Казахской ССР, был директором средней школы №2.

.

Дополнительно

Почитать:

Приход Александро-Невского храма села Иртышск

Необычную находку обнаружили жители Иртышского района

«Археолог» из Иртышска продолжил раскопки и обнаружил доказательства древности захоронения

Посмотреть:

Иртышск с высоты птичьего полёта: https://www.youtube.com/watch?v=MzAu7HYVO6o

ЗОЛОТОЙ СКАЛЬПЕЛЬ ИЗ ИРТЫШСКА: https://www.youtube.com/watch?v=P4G0kGC8Ab4

.

Advertisement