История Прииртышья

Прежде всего надо указать, что это не экскурс в историю вообще, речь здесь будет идти именно о нашем крае, Прииртышье, в границах Павлодарской области, которые были оформлены по историческим меркам совсем недавно - в 1938 году. А до этого наши земли то полностью, то частями входили в составы различных государств.

Территория сегодняшней Павлодарской области в глубокой древности была морем. Об этом дают основания думать археологические находки морских существ.

В древности это, как и многие другие земли, - места обитания различных племен: вдоль реки и близ Баян-аула. Степной ландшафт и относительная малонаселенность определяли кочевой образ жизни аборигенов.

Цивилизация началась при Кимакском каганате. Как Багдад можно считать наследником Вавилона, так и Павлодар - наследником столицы каганата. Находился центр чуть севернее Павлодара на правом берегу Иртыша (по другим данным - чуть южнее Павлодара; в каганате было две столицы, вероятно, этим и объясняется разночтение).

.

История эпох:

Древний период

Кангарский союз

В 7-м веке вассалами кангар были в том числе и кимаки в долине Иртыша (и кыпчаки в северном Казахстане). В начале VIII века из союза вышли огузы, которые впоследствии заключают союз с кимаками. В начале IX века огузы в союзе вместе с карлуками и кимаками уничтожили Кангарский союз.

С 8-го в. северо-восток населяли скотоводческие тюркские племена кипчаков и кимаков. Этот район получил название Кипчакской степи (Дешт-и-Кипчак) и одно из казахских племен впоследствии сохранило название кипчаки.

Кыргызский каганат

В 840 году это государство уничтожило Уйгурский каганат, распространило свою власть на Туву и Монголию. Преследуя остатки уйгуров, енисейские кыргызы с боями дошли до Иртыша. Через 80 лет Кыргызский каганат утратил территории в Монголии. Енисейские кыргызы сохранили два основных массива своего расселения: 1) Верхний и Средний Енисей; 2) Алтай и Иртыш. В последующем енисейские кыргызы разделились на несколько ветвей.

Кимакский каганат

Дешт-и-Кыпчак

В 1219–1221 территория Казахстана была завоевана монголами во главе с Чингисханом. При разделе империи Чингисхана большая часть Казахстана оказалась в составе улуса Джучи (позднее – Золотой орды)

Улус Джучи 1236-1396 Золотая Орда

(Сибирское ханство/Ногайская )

1320-1428 Ак-Орда/Кок Орда

1399—1469 Ойратское ханство

1428-1468 Ханство Абулхайр-хана (Узбекское ханство)

1465-6 - начало 18-го века - Казахское ханство

Жузы

https://www.youtube.com/watch?v=hj6VXEBl1CM

В 1620–1630-х через территорию Казахстана прошла на запад, в Поволжье, монгольская группа калмыков. В 1640-м г. калмыцкое ханство контролировало территорию современного северного Казахстана.

17-й век - 1758 г. Джунгарское ханство

С 1732 по 1917 гг. - Российская Империя

1917-1991 гг - Казахская ССР

С 1991 г. - Республика Казахстан

.

Народы и племена

.

Календарь

.

История городов и районов:

История Павлодара

История Екибастуза

История Аксу

.

Дополнительно

Почитать:

Историческая топонимика Павлодарской области

Павлодарская область страницы истории

Колонизация Казахстана (историко-географическая проблема) учебное пособие

История Павлодарского Прииртышья учебное пособие

Посмотреть:

.