Павлодарика Вики
Advertisement
Павлодарика Вики
 География > Районы > Баянаульский район

Герб Майкаин

Майкаин (каз. Майқайың)[1]

Майкаин

Майкаин
прежние названия
статус посёлок
район Баянаульский
поселковая администрация Майкаинская
код КАТО 553655100
ID населенного пункта A3668
почтовый индекс (старый образец) 140308
телефонный код +7 71840 2
год основания 1932
население 8761 (2009)

Расположение:

Расположен на северной окраине Казахского мелкосопочника,

в 145 км к юго-западу от Павлодара.

на автотрассе Р-27

Идёт загрузка карты…

Топографическая карта:

Майкаин - топо-карта

В этом поселке особенная земля – она богата полезными ископаемыми. Сельское хозяйство не прижилось, поэтому упор сделан на промышленную добычу.

В Майкаине действует АО «Керегетас» (структурное подразделение павлодарского алюминиевого завода), добывающее и поставляющее в Павлодар известняк.

Разрабатываются угольные месторождения Сарыколь, Талдыколь и Майкубень.

.

Администрация

Майкаинская поселковая администрация

Административный центр Майкаинской поселковой администрации.

В состав поселковой администрации также входит село Ушкулун.

.

История

Майкаин (в переводе - «масляная береза») возник в 1932 году в связи с разведкой и эксплуатацией золотосодержащих и полиметаллических месторождений.

Майкаинская группа месторождений известна с глубокой древности, о чем свидетельствуют находки бронзового клина (каменного песка) в древних выработках месторождения «С», найденных на глубине 15-20 метров. Очевидно, уже тогда здесь велась добыча путем измельчения руды в каменных ступах с последующей промывкой в лотках.

В здешних местах с 1849 года находился небольшой полигон по дроблению руды, привозимой с приисков, и работал серно-кислотный завод. Всем этим владело семейство промышленников Поповых, которые осваивали рудно-литейную территорию Баянаульского и Каркаралинского округов с 1822 года, а в 1849 году основали медеплавильное производство в посёлке Шоптыколь недалеко от майкаинских разработок.

Месторождение Майкаин согласно официальным источникам было открыто русским геологом Краснопольским в 1895 году.

В конце 19-го века поповский завод захирел и был перекуплен сначала павлодарским миллионером Артемием Деровым. Тот в свое время уступил его фирме Симменс. Следующим владельцем стал англичанин-концессионер Лесли Уркварт.

В этот период, в 1911—1912 гг., им и построен старательский посёлок Майкаин, где проживали рабочие, работающие на прииске.

В 1914-1919 годах в разведку этого месторождения было вовлечено английское акционерное общество известного предпринимателя Лесли Уркварта. В 1916-1919 годах Лесли Уркварт добился у царской власти и его местной администрации разрешения «производить краски» из местного сырья. Добытую руду отправляли на Экибастузские свинцово-цинковые заводы, где они использовались под видом «флюсов», а в действительности из бурых железняков при плавке их с другими рудами получали в свинцовых слитках золото, которое переправлялось в Англию. За короткое время было переработано 5 000 тонн руды. Революция изгнала из страны иностранных предпринимателей. С прекращением работ экибастузских заводов прекратилась и добыча руды в Майкаине.

Разработка месторождения Майкаин остановилась во время революции и Гражданской войны.

Активность замерла до 1922 года.

В советский период Майкаин получил свое развитие, начиная с 1926 года. В 1926 году по решению Советского правительства началась разведка полезных ископаемых Казахстана.

В период 1926-1929 годов в Майкаине было организовано сернокислотное производство.

В 1928 году создана reoлогоразведочная партия по изучению недр района, руководителем которой был В.Н. Гуцевич.

В период с 1926 по 1933 гг. по решению правительства под руководством ученых Н.Т. Кассина, Р.Т. Барукаева, Г.И. Медоева производили разведывательные (главным образом буровые) работы, которые выявили большие запасы золота в Майкаинских месторождениях.

В тяжелых природно-климатических условиях и исключительной сложности геологического строения породы, геологи проявили настойчивость в раскрытии закономерностей размещения месторождений в пределах Майкаинского рудного поля, в изучении распределения полезных компонентов в руде, в изысканиях источника водоснабжения рудника.

В различные периоды развития Майкаина были и различные направления специализации предприятия. В 1926-30 гг. Майкаин рассматривался, как крупное месторождение серно-колчедановых руд для сернокислотного производства с промышленным содержанием меди. Этим месторождением заинтересовался «Прибалхашстрой» и в 30-х годах провел здесь большие буровые работы.

В процессе разведки медных серно-колчедановых руд выявилось содержание золота в окисленных рудах, а также наличие в сульфидных рудах цинка и свинца. Сравнительно большие запасы золота, богатое содержание и легкость извлечения его из рудника определили на продолжительный период дальнейшее развитие Майкаина.

Майкаин ожил после работ геологической экспедиции под руководством Николая Кассина, ведшей разведку до начала 1930-х гг.

Подготовка к открытию комбината велась под эгидой НКВД, после сего в 1932 году предприятие открылось в составе треста «Союззолото».

В связи с тем, что опробование руды показало высокое содержание благородных металлов, были получены хорошие результаты по извлечению золота и серебра, положено начало строительства комбината «Майкаинзолото».

В СССР был острый дефицит золото-валютных средств, интенсивно велись поиски источников восполнения золота, именно этим поселок и обязан своему промышленному возрождению.

Так, в далекие предвоенные годы Майкаин становится пионером освоения обширного золотопромышленного района. Датой рождения комбината считается 11 сентября 1932 года, когда был издан приказ о его организации.

С организацией самостоятельного горного предприятия в Майкаине началось строительство жилья, электростанции, шахт и карьеров.

С 1932 года Майкаинский рудник был сырьевой базой комбината «Майкаинзолото», поэтому по всей территории района велись поисковые работы для комбината: в Александровке, Шоптыкуле, Торткудуке, Казанауызе, Жусалах, Найзатасе и других местах.

Изыскания геологов позволили с 1933 года начать на Майкаине эксплуатационные горные работы. Майкаин явился первым горнопромышленным предприятием, построенным в Баянаульском районе Павлодарской области в советский период.

В 1932-33 rr. здесь производились разведки строительным управлением «Прибалхашстрой».

С января 1933 до октября 1939 года Майкаин на правах рудоуправления входил в трест «Каззолото».

Начиная с 1933 года началось планомерное основание Казанауского, Найзатасского и Жосалинского месторождений.

В 1934 году был построен золотопромывочный завод, электростанция мощностью 220 лошадиных сил, одногенераторный локомобиль ПМ - 10. Это была первая фабрика, извлекающая из руды цветные металлы, и Майкаин сдал государству первое чистое золото собственного производства.

С 1939 года фабрика переходит на производство золота цианистым и амальгамационным методами.

С октября 1939 года был организован трест, а затем переименован в золотодобычный комбинат «Майкаинзолото», который до 1946 года входил в систему «Главзолото» Министерства Цветной Металлургии СССР.

В 1940 году правительство утвердило технический проект развития Майкаинского рудоуправления на базе запасов золото– и серебросодержащих руд Казахстана.

В 1941 году началось осуществление проекта. Предстояло выполнить большой объем строительных работ. Война не дала реализовать задуманное.

Наращивание мощностей, обрабатывающих золотоносную руду, неизбежно вызывало дальнейшее энергетическое развитие предприятия.

Мощность Майкаинской паровой электростанции значительно возросла - к 1945 г. на электростанции было установлено 4 локомобиля ЛМ-40, один локомобиль фирмы "Фильфиль" и два небольших дизеля. Общая установочная мощность составила 1200 л.с.

Плохое качество воды, отсутствие водоочистки приводили к постоянным остановкам отдельных котлов станции. Электростанция работала плохо, тормозила перспективное развитие предприятия и не обеспечивала текущие нужды цехов.

Проблема водоснабжения была решена за счет открытия бассейна вековых запасов воды в районе, расположенном в 20 км южнее Майкаина. Водозабор осуществлялся из разведочных скважин. В Майкаин вода подавалась по асбестоцементным трубам диаметром 8 дюймов.

Первая линия водопровода построена в 1940 г. Пресной воды не хватало и поэтому она смешивалась с солёной. В результате из-за недостатка воды в Майкаине часто наблюдались перебои, что повлияло на производственные процессы.

Поэтому в 1940 г. на базе буроугольного месторождения Шоптыкуль, в 20 км от Майкаина, было начато строительство газогенераторной электростанции. Война прервала строительство этой электростанции, которое было закончено только в 1950 г. На газогенераторной электростанции было установлено 2 дизеля мощностью 2100 л.с.

Окончательно вопрос водоснабжения решился в 1978 г. с пуском водовода Экибастуз-Майкаин путем водозабора из канала Иртыш-Караганда. Ежегодно стали улучшаться производительность и выпуск продукции.

Важной вехой в становлении и развитии Майкаинского комбината стал военный период. В первые же дни войны многие майкаинцы ушли в действующую армию добровольцами. Не хватало рабочих рук, на смену ушедшим на фронт мужчинам в шахты, карьеры пришли женщины в подростки. В трудное для страны время женщины освоили сугубо мужские профессии бурильщиков, взрывников. «Грамм добытого золота - еще один снаряд во врага!» - под таким лозунгом работала в годы войны золотодобывающая промышленность страны.

Капиталовложения в строительство почти прекратились, всё внимание, все средства были направлены на увеличение добычи майкаинского золота при минимальных производственных и материальных затратах. Для успешного решения народнохозяйственных задач большое значение имело развитие всех видов транспорта. В годы первых пятилеток основными транспортными средствами были лошади.

Наибольшее количество добытого золота выпадает на 1942 год, затем, в связи с условиями военного времени золотодобыча резко сократилась и начиная с 1946 года опять возрастала. В 1948 году комбинат превзошел довоенный 1940 год.

С начала активной эксплуатации месторождений, то есть с 1934 года до марта 1950 года золотодобыча велась государственным и старательским способами. Преобладала государственная добыча. В связи с постановлением правительства о прекращении старательской золотодобычи в Советском Союзе с 1 марта 1950 года в Майкаине золотодобыча велась только государственным способом.

В связи с выработкой запасов окисленных золотоносных руд, Майкаин в послевоенные годы принял меры к дальнейшей разведке сульфидных руд. В результате были выявлены запасы полиметаллических руд, разрабатываемых гравитационных

С расширением работ в Майкаине уже с 1955 г. появился недостаток электроэнергии, было начато строительство линии электропередач (ЛЭП) на железных опорах Экибастуз-Майкаин. Строительство линии было закончено в 1957 г., и Майкаинская газогенераторная электростанция стала работать в параллели с Экибастузской электростанцией.

В результате была поставлена на консервацию Майкаинская дизельная электростанция и обновлена работа двух двигателей на Шоптыкульской газо-генераторной электростанции.

В дальнейшем и по настоящее время Майкаин обслуживается Экибастузской электростанцией.

Начиная с 1960 года велось и промышленное строительство. Были построены Майкаинская и Торткудукская обогатительные фабрики, центральная котельная поселка Майкаин, цех по производству извести, произведена реконструкция Майкаинского подземного рудника, отделение связи, от канала Иртыш-Караганда провели водопровод протяженностью 46 километров и построили к нему насосную станцию. С особой радостью жители поселка отметили пуск в эксплуатацию районного водовода Экибастуз - Майкаин, в результате чего была решена одна из важнейших проблем поселка и предприятия.

В 1974 году была построена железная дорога до станции Ушкулын, затем – до Майкаинской обогатительной фабрики.

С 1986 года станция Ушкулын стала связывать Майкаин с Павлодаром. Горняки Майкаина успешно справлялись с задачами по строительству жилых домов, промышленных объектов и объектов соцкультбыта.

За годы промышленного развития комбината построены поселки Майкаин, Торткудук, ЦЭС, Шоптыколь.

Половина сельчан покинули село во время памятного коммунального коллапса – зимой 1997/1998 года.

.

Майкаинзолото

Производственное объединение «Майкаинзолото» развивалось на базе золотополиметаллического месторождения Майкаин, золотокварцевого месторождения «Найз атас» и «Казанаус», золотомедного месторождения «Жусалы», полиметаллического месторождения Александровка и золотобаритного месторождения «Торт-Кудук».

В селе функционирует рудник, затопленный в 90-х, но затем, через семь лет запущенный в работу вновь. На 280-метровой глубине добывается 300 тысяч тонн руды в год, что обеспечивает сырьём горно-обогатительный комбинат.

АО "Майкаинзолото" - одно из ведущих предприятий Центрального Казахстана по добыче и переработке золотосодержащих колчеданно-полиметаллических руд, основанное в 1932 году.

Структура предприятия и административное подчинение часто менялись:

С 1946 года по 1953 год входил в систему «Главспеццвет» Министерства внутренних дел.

С 1953 по 1954 год комбинат «Майкаинзолото» снова входит в систему Главзолота Минцветмета СССР.

С 1954 года по 1957 год комбинат «Майкаинзолото» входит в Главзолоторедмет Минцветмета КазССР.

С конца 1957 г. по 1960 г. комбинат "Майкаинзолото" входил в Карагандинский совнархоз Минцветмета Казахской ССР.

С 1961 г. по январь 1964 г. находился на попечении Целинного Совнархоза.

Постановлением Совнархоза за #272 от 26 декабря 1963 г. комбинат "Майкаинзолото" был переименован в рудник "Майкаинзолото", с января 1964 г. вновь стал входить в трест "Каззолото".

В октябре 1965 г. постановлением #323 Совета народного хозяйства Целинного экономического района рудник "Майкаинзолото" выделился из системы треста "Каззолото", с 10 октября 1965 г. он был преобразован в самостоятельное предприятие - комбинат "Майкаинзолото" и до 1976 г. находился в подчинении Министерства цветной металлургии Казахской ССР.

Приказом Минцветмета Казахской ССР # 526 от 25 декабря 1975 г. с 1 февраля 1976 г. комбинат "Майкаинзолото" был переименован в рудоуправление "Майкаинзолото" Минцветмета КазССР.

В 2004 году из полученного на комбинате концентрата было выплавлено 300 килограммов золота, пять тонн серебра и 500 тонн цинка.

Предприятие успешно функционирует на базе разведанных запасов месторождений Майкаин "В" и Алпыс, расположенных в Павлодарском Прииртышье. Запасы золотосодержащих руд позволяют вести разработку месторождений двумя подземными рудниками с применением современного горно-транспортного оборудования.

За все годы "Майкаинзолото" вёл разработку множества месторождений Центрального Казахстана. В их числе мелкие, средние и крупные месторождения, такие как Малый Майкаин, Майкаин "А", "В", "С", "Д", "Е", "F", Новое, Найзатас, Жусалы, Александровское, Торт-Кудук, Жангабул, Аймандай, Жиланды, Сувенир, Алпыс, Мизек, Мыстобе, Кайнарбулак, Алтынсай, Бирюк, Жаксы, Ортасай, Долинное, Жуманай, Наурузбай, Новоднепровское, Матсор, Олимпийское и ряд других.

За весь период предприятием добыто из недр 16,7 млн. т руды, содержащей 80 т золота, 1240 т серебра, 204 т. т меди, 300 т. т цинка. Более 13 млн т добытой товарной руды переработано на обогатительных фабриках предприятия, а остальная руда отгружена в качестве золотосодержащих флюсов металлургическим заводам Урала и Казахстана.

Товарной продукцией предприятия являются гравитационные, медные и цинковые концентраты, получаемые на Майкаинской обогатительной фабрике в процессе переработки золотосодержащих медно-колчеданных и колчеданно-полиметаллических руд.

Базой предприятия служит рабочий посёлок Майкаин, находящийся в 45 км юго-восточнее г. Экибастуза и в 130 км юго-западнее г. Павлодара. Структурными подразделениями предприятия, кроме обогатительной фабрики и двух рудников, являются транспортный цех, центральные ремонтно-механические мастерские, центральная химическая лаборатория, ремонтно-строительный участок и центральная котельная. Центральная котельная обеспечивает теплом, помимо своих цехов и участков, и население 10ти тысячного посёлка.

Решением Правительства от 6 февраля 1996 г. ОАО "Майкаинзолото" перешло в подчинение финансово-промышленной корпорации "BSB", затем передано в доверительное управление кипрской компании "Ист Пойнт Хол- динг ЛТД", которая возродила полный производственный комплекс ОАО "Майкаинзолото" и инженерные сети посёлка Майкаин.

Состояние золотодобывающей фабрики – барометр жизни села.

Сайт: www.maikainzoloto.kz

.

Природа

Природа на территории поселковой администрации - это:

озера Батырша (горько-соленое), Торыат (горько-соленое), Ушкулун (соленое),

горы Жуантобе (284 м),

урочище Шынырау.

На северной стороне посёлка расположена гора Жуантобе.

Редких маслянистых берёз здесь уже почти не осталось.

Месторождение Жиланды (оно известно также еще под названием Майкаин) расположено в Экибастузском районе западнее поселка. Выявлено в 1971 году. На месторождении выделено три морфологических типа бирюзы: желваковая, прожилковая и матричная (мелковкрапленная). Первый тип доминирует (90%) и проявлен в кремнисто-каолинитовых прожилках, в интенсивно каолинизированных туфах и вдоль контактов с рассланцоваными туфами в естественных (первичных) миндалинах и полостях туфов, в окремнелых туфах. До глубины от 5 до 8 метров бирюза выветрелая. Средний размер желваков от 1 до 1,5 см в поперечнике. Окраска бирюзы зональная со следующей последовательностью цветовых оттенков (от периферии к центру): бледно-голубая (белесая, от 1 до 10 мм), ярко-синия (от до 5 мм), бледно-голубая, голубая или зеленовато-голубая.

Месторождение Жиланды.jpg

Рядом с месторождением имеются еще 3 проявления бюрюзы:

  • Жиланды II (преобладает матричная бирюза),
  • Жиланды III (бирюза желвакового типа с размером желваков до 1,5 см; цвет бирюзы бледно-голубой, голубой, зеленовато-голубой, светло-зеленый)
  • и Жиланды IV (обнаружена только высыпка бирюзы на поверхности).

Майкаин — горняцкий рабочий поселок Баянаульского района. В переводе с казахского слово «майкаин» означает — маслянистая береза. У каждого, кто впервые проезжает через него, невольно возникает недоумение — откуда такое название? Березовых колков ни на окраине, ни в отдалении поселка нет. Какая связь между рудным делом и березой? Беседы со старожилами и знакомство с историческими документами показали, что в этом названии казахским народом очень точно и образно были выражены природные условия местности. Оказывается, в давние времена здесь действительно росло много берез. — Даже еще в двадцатые и тридцатые годы, — рассказывал старожил Кабиден Ергибаев,— вокруг небольшого тогда селенья был березняк, много берез было и в поселке. К сожалению, в годы Великой Отечественной войны и впервые послевоенные годы из-за трудностей с топливом березы были вырублены. У бывшего главного геолога комбината Майкаинзолото С. М. Мурзалева есть документы о следующем: под названием «Урочище Майкаин» с сопками Большой Майкаин и Малый Майкаин эта местность значилась на первых топографических картах 1876 года, условные обозначения на них говорили о больших массивах березы не только в понижениях, но и на склонах сопок. Сейчас же, в наши дни, берез здесь осталось с десяток у здания старой больницы. И те, как говорят, уцелели только благодаря заботам бывшего главного врача больницы Валентина Васильевича Рокованова. Вот что он рассказал: — Как-то весной, в конце сороковых годов, когда мы строили больничный городок, я заметил: пни срубленных берез дали поросль. Мы сразу же поставили вокруг больничного двора изгородь. Из поросли и выросли эти белоствольные красавицы. Потом, когда мы стали озеленять всю территорию больницы, убедились, что даже неприхотливый в других местах клен здесь чувствует себя хуже местной «маслянистой березы», нередко гибнет от неблагоприятных почвенных условий. — В чем же секрет ее устойчивости к засухе на здешних горько-соленых почвах? — спрашиваю. — Выносливость при неблагоприятных почвенных условиях, пожалуй, действительно является секретом. А что до засухи... Осматривая ту березу, что выросла от пней у старой больницы, вы не заметили какую-нибудь особенность листьев? Выяснилось — у местной березы больший, против других видов, восковой (масляный) налет на листьях, что позволяет ей экономить влагу, меньше испарять ее.

.

Достопримечательности

Маслянистая береза (по-казахски «майкайын») - реликтовое дерево этих мест.

Все рудники, карьеры посёлка Майкаин – это и рукотворные достопримечательности, и «экспонаты» кладовой, недр Земли Павлодарской области, и самые лучшие наглядные пособия для тех, кто любит природу, интересуется географией и геологией, ценит всё то красивое, редкое, ценное и неповторимое, что есть в родном краю.

Мечеть (1995 год).

Пушка на постаменте

Памятник в честь 50 лет РУ “Майкаинзолото”:

Памятник Майкаинзолото

Представляет собой высокую стелу. На лицевой ее грани вверху металлическая накладная надпись «50 лет», окрашенная в красный цвет. Ниже мемориальная из черного гранита плита с подгрудным изображением одного из первых основателей Майкаинского рудокомбината Рамазана Саматова. На доске его имя и фамилия, даты его жизни 1907-1969 гг. и текст на казахском языке: «Майқайың комбинатының негізін қамтушыларының бірі». Ниже плиты укреплен шахтерский отбойный молоток. У подножия стелы установлен ковш экскаватора, которым добывалась руда на предприятии. Памятник установлен на высокой, бетонный, облицованный плитами рваного красного гранита постамент.

Установлено на территории рудоуправления «Майкаинзолото».

Майкаинзолото 80 лет

.

Знаменитости

В Майкаине родились:

чемпионка мира ПАХОЛЬЧИК Елена

и политик, государственный деятель ИДИГОВ Ахъяд.

Омарова Роза Амиржановна (р.1953) - доктор химических наук (2001), профессор.

.

Память

Улицы в честь:

А. Абдыкалыкова

Шәкен Айманов

Аубакира Кабылбекова

Естая

Сатпаева

Торайгырова

Богембай-батыра

Бакыт Хайдарова

Василия Христенко

Жаяу Мұсы

Жумата Шанина

Кенжебаева

.

Дополнительно

Почитать:

Майкаин

Крепкие хозяева Майкаина

Символ посёлка Майкаин

Маслянистые берёзы и рудники Майкаина исследовал Павлодарский Дом географии

Поселок Майкаин. Не люди, а золото!

Месторождение Жиланды

История майкаинского месторождения

Майкаин

Посмотреть:

Майкаин 2016 год (подборка фото)

Березы и рудники Майкаина

Наше достояние. Месторождение Майкаин

Майкаин

Майкаин зимой (1981 год)

Майкаин (9 мая)

Эпичный Майкаин

Эпичный Майкаин 2

Эпичный Майкаин. Обзор. Смертельное озеро. Старая шахта.

Нюансы нашего городка

Известняковый рудник "Керегетас" - 50 лет:

Известняковый_рудник_"Керегетас"_-_50_лет

Известняковый рудник "Керегетас" - 50 лет

Majkain:

Majkain

Majkain

Тулпаров Ерик - Родной мой Майкаин:

Родной_мой_Майкаин.

Родной мой Майкаин.

Автор и исполнитель: Тулпаров Ерик

Родной мой Майкаин - текст песни

Золотые степи и берёзы,
Склоны, переулки и холмы.
Здесь зимою лютые морозы,
Летом пекло, осенью дожди.

Всех дороже и милей на свете
Мой родной, любимый Майкаин,
В сердце моём словно свежий ветер,
Навсегда останешься таким.

Горные отвалы и карьеры,
Ни объехать их, ни обойти.
Орденов, медалей кавалеры.
Шахты, золотые рудники.

По родным просторам и манерам
Я скучаю. Очень их люблю.
По знакомым улицам и скверам
Я во сне тихонечко пройду.

И дарю я песенку вам эту,
Дорогие мамы и отцы,
И, конечно, старики и дети.
Счастья вам, родные земляки.

Евгений Касенов - Майкаин (аудио слушать/скачать)

Дюсенов Бакыбай – Гимн АО Майкаинзолото (аудио слушать/скачать)

.

Advertisement