Достопримечательности > ...природные: 

Озеро Торайгыр

Названо в честь казахского поэта Султанмахмута Торайгырова, выросшего в этой местности.

Расположено у подножий северного склона Баянаульских гор, рядом с одноименным селом.

Третье по величине и самое высокорасположенное озеро Баян-аульского парка, площадь - 1,9 км2

Чашей водоема служит глубокая присклоновая впадина тектонического происхождения, заполненная водой.

Дно плоское, твердое, песчано-гравелистое, со слабым уклоном к его центру.

Максимальная глубина - 11 м, преобладающая - 6 м.

В плане озеро имеет вид неправильного четырехугольника, вытянутого с запада на восток.

В юго-западной части озера имеется два скалистых острова размером 80х250 и 30х80 м.

Южный и северный берега крутые и высокие, сложены кристаллическими породами; восточный и западный пологие берега (высотой до 4 м) сложены крупнозернистыми песками с большим содержанием щебня и глыб.

Водосбор четко делится на горную и мелкосопочную часть:

  • первая располагается на юге (на территории Баянаульского природного парка),
  • вторая - на севере (за приделами территории парка).

В горной водораздельной части абсолютные отметки достигают 800-1027м. (гора Акбет - 1027м).
Горная, наиболее активная часть водосбора расчленена сетью, глубоких долин и лугов с крутыми, преимущественно скалистыми склонами, покрытыми разреженными смешанными лесами, а у подножий зарослями кустарника.
Северная мелкосопочная часть бассейна слабо расчленена неглубокими логами с глубиной вреза до 15-50 м. Лес и кустарники занимают 35%.

Вода озера слабосолоноватая, состав - гидрокарбонатно-хлоридный натриевый.

Водная поверхность озера свободна от растительности.

В озере водится много рыбы, поэтому оно популярно у рыбаков.

Подъезд к озеру возможен только со стороны восточного и западного берегов.

Легенда:

Раньше люди верили: по сну накануне рождения сына можно узнать, кем он будет. У Едыге, потомка Айдабола, было три сына. Когда родился старший сын Кигару, отец видел во сне ворону на гнезде, перед появлением на свет Шона — беркута с добычей под крылом, а накануне рождения Торайгыра он видел во сне мальчика, который ловил и раздавал птиц. Как приснилось, так и случилось. Старший сын имел небольшое хозяйство и других хлопот не ведал. Средний — Шон — стал бием и использовал свое положение для наживы. Тот, кто мог пригнать в подарок десяток — другой лошадей или баранов, всегда оказывался прав. При создании царским правительством так называемых внешних округов Шон Едыгеев, как самый влиятельный феодал, был назначен старшим султаном Баянаульского внешнего округа. Торайгыр был бием и богатырем. Он не особенно прельщался подарками. Скотоводы-труженики всегда искали защиты от притеснителей у него. Жил Торайгыр близ озера, впоследствии названного его именем. А большой матрацевидный камень (он находится на площади центральной усадьбы совхоза имени С. Торайгырова), на котором, как говорят, в летнее время обычно велся разбор судебных дел, и сейчас называется «камень-трон». Конечно, в легенде о происхождении названия озера Торайгыр по-своему выражена народная мечта о справедливости.

.

Дополнительно

Почитать:

Отдых на озере Торайгыр в парке Баянаул

Поездка в Торайгыр. Часть 1

Поездка в Торайгыр. Часть 2

Поездка в Торайгыр. Часть 3 — Природа за стеклом объектива

Поездка в Торайгыр. Часть 4

У озера Торайгыр

Посмотреть:

Озеро Торайгыр, Национальный парк Баянауыл, Казахстан

Баянаул - Торайгыр: Баянаул_-_торайгыр

.