Павлодарика Вики
Advertisement
Павлодарика Вики

Регион

Павлодарская область.jpg

Наш регион - Прииртышье в границах Павлодарской области[1].
Расположен на северо-востоке Казахстана по обе стороны самой большой реки страны - Иртыша, потому и называется наш край Прииртышьем.

Граница области оформлена в советские времена (1938-й год) и составляет площадь в 124,755 тыс. км2.
Если сравнить со странами мира, то наша область заняла бы 97-е место из более, чем 200 государств.
А для наглядного примера - наш край больше, чем, например, Болгария или Венгрия. Но по казахстанским меркам мы невелики - занимаем всего лишь 11-е место из 17.

Область включает 10 районов, 3 города областного подчинения, 7 посёлков, 165 сельских округов и 408 сел.

(Любопытно, что в 1928 году в состав нашего края вошел новообразованный Бескарагайский район.
4 февраля 1938 года Бескарагайский район был включён в состав вновь образованной Павлодарской области.
9 мая 1959 года Бескарагайский район с центром в селе Большая Владимировка передан из Павлодарской в Семипалатинскую область.)

Самый крупный город - областной цент Павлодар (360 тысяч).

Самый большой район - Екибастузский (18,9 тыс. км2), по площади это почти как Словения;
а самый маленький - Успенский (5,5 тыс. км2).

В 1997г. Аксуский район упразднен и его территория включена в границы города Аксу, составив таким образом площадь в 8 тыс. км2, что по аналогичным меркам сделало его 13-м в мире городом по площади.

Наш край - равнинный, но урочище Баянаул добавило изюминку и тут - на небольшом участке расположено несколько гор, самая большая из которых - Акбет[2] высотой 1027 м.

На территории области есть много озер - и пресных, и соленых.
Самое крупное — озеро Кызылкак.
Самое целебное - озеро Мойылды (в переводе с казахского языка означает «черемуховое»), рядом с которым построен санаторий, на лечение в который приезжают даже из-за рубежа.
Ну а самое красивое - озеро Жасыбай, вокруг которого построен целый городок для туристов.

Баянаульский государственный национальный природный парк является первым в списке по дате образования (1985-м год).

Полезные ископаемые: каменные и бурые угли, медные и полиметаллические руды. В озёрах залежи поваренной и глауберовой соли.

Благодаря богатству полезных ископаемых в области мощно развита промышленность.
Есть предприятия - лидеры в своей отрасли. Екибастузский угольный бассейн — крупнейшее угольное месторождение Казахстана. А разрез "Богатырь" - самый мощный в стране и в мире (на момент строительства). Екибастузская ГРЭС-1 — крупнейшая в Казахстане тепловая электростанция (в городе Екибастуз).

.

Климат

Территория области относится к Западно-Сибирской климатической области умеренного пояса с резко континентальным засушливым климатом.
Характеризуется холодной продолжительной зимой (5,5 месяцев), жарким и коротким летом (3 месяца).

Лето - жаркое, сухое (средние температуры июля около 20° С на севере, 22° С на юге), с пылевыми бурями и суховеями, с резкими колебаниями температуры в течение суток;
зима - продолжительная, холодная и малоснежная, с сильными ветрами и метелями (средние температуры января —19,5° С на севере, —17,5° С на юге).

Среднегодовое количество осадков составляет на юге 220—240 мм, на севере — 305 мм, в горах — 320 мм.

Вегетационный период 167 суток на севере, 178 — на юге.

.

Субрегионы

В составе области также есть субрегион, охватывающий территорию вне границ районов, площадью приблизительно 9,5 тыс. м2 (это больше, чем площадь некоторых районов области.

Этот край - Акколь-Жайылма.

.

Дополнительно

Почитать:

Павлодарская область

Посмотреть:

.

Advertisement