Транспорт

Транспорт

Пути - это артерии развития.

На путях и, тем более, на перекрестках возникали и интенсивно развивались населенные пункты.

В свое время через наш край проходил Великий Шёлковый путь - Степной путь до центра нашей области, со стороны верховья Иртыша и далее через Иртыш на юго-запад.

Открытие месторождения угля К. Пшенбаевым, а затем разведка ученых, инженеров и геологов, приглашенных павлодарским купцом-миллионером А.И. Деровым в конце 90-х годов XIX века, привели к тому, что было решено начать первые попытки добычи угля шахтным способом. А развитие пароходства на Иртыше и Оби, пуск железной дороги в 1886 году от Челябинска до Омска предопределили исход - уголь Экибастуза требуется вывозить к Иртышу. Заручившись поддержкой киевского сахарозаводчика Л. Бродского и своего духовного наставника, протоиерея Иоанна Кронштадтского, А. Деров принял решение о создании акционерного общества по добыче экибастузского угля, которое впоследствии получило название «Воскресенское».

18 февраля 1899 года такое общество с собственным уставом было учреждено. Воскресенское акционерное горнопромышленное общество с капиталом в 3 миллиона рублей приступило к строительству железной дороги от месторождения к Иртышу. Перед акционерами и Деровым стояла важная задача — определить место для пристани на левом берегу Иртыша. Оно было выбрано в урочище Кызыл Шырпы, между 5-м и 6-м аулами Аксуйской волости. В апреле 1899 года началось строительство железной дороги от Иртыша к Экибастузу в один путь широкой колеи, с двумя промежуточными станциями. Дорога, как и общество, стала называться Воскресенской.

В октябре 1899 года железная дорога была построена и подведена к пристани, названной, как общество и дорога, тоже Воскресенской. Протяженность дороги составила 109 верст (свыше 110 километров). Земли для Воскресенской пристани арендовали у Сибирского казачьего войска на 99 лет, она стала занимать площадь в 7,4 кв. километра и протянулась вдоль Иртыша на 1,5 километра, была доступной для причала барж и пароходов. Вдоль берега была устроена деревянная эстакада (сооружение в виде помоста для проведения одного пути над другим в месте их пересечения) для приёма судов, а также надземное сооружение мостового типа для пропуска грузов с железной дороги на речной транспорт. Длина эстакады составила 150 метров, ширина — 7,5 метра, на нее заходило до 20 платформ-вагонов, уголь из которых высыпался прямо в баржу. На протяжении 427 метров берег укрепили от размыва каменными щитами и фашинами, то есть связками прутьев хвороста в виде плетеных щитов.

На пристани Воскресенской выстроили жилые дома для служащих площадью 2114 кв. метра, бараки для рабочих площадью 840 кв. метров, вокзал, паровозное депо, магазин, материальные склады, баню с прачечной, мастерские, лесопилку, мельницу и др. постройки.

Известный семипалатинский краевед и исследователь, бывший полит-ссыльный, народник Н.Я. Коншин, посетивший Павлодар и другие районы уезда, очень ярко описал в 1900 году Воскресенскую пристань: «На пристань по левому берегу Иртыша идет проселочная дорога, очень сносная, как и все наши степные дороги. По ней я проехал обратно, на пристань же мне удалось съездить на пароходе, который вел туда баржи для нагрузки углем… Лишь через шесть часов, поздно вечером, добрался пароход до Воскресенской пристани, где мне надо было попасть в главную контору Общества, чтобы получить там разрешение проехать на Экибастуз по железной дороге…» Далее наш гость из Семипалатинска долго блуждал по пристани в темноте в поисках злополучной конторы, которая находилась в 1,5 верстах от Иртыша. Случайно попавшийся ночной сторож, узнав, что у Коншина была записка от Дерова, провел его на станцию железной дороги. «На станции никакого помещения для пассажиров не оказалось, и ожидавшие поезда рабочие спали в прихожей на полу, мне же предложили посидеть в телефонной. Пришедший под утро поезд из Экибастуза долго простоял на станции, и я воспользовался его остановкой для осмотра пристани. Кроме главной конторы и железнодорожных построек, здесь находится целый ряд недавно отстроенных зданий, где помещаются "главноуправляющий" конторой (П.И. Фигнер) и разные служащие. Здания - деревянные, большие, некоторые в два этажа. С копями в Экибастузе и с Павлодаром главная контора Воскресенской пристани соединена телефоном».

Воскресенская пристань и дорога успешно действовали несколько лет. В течение 1900—1903 годов по дороге было вывезено и перегружено в баржи через пристань до 1,5 миллиона пудов угля в год.

После банкротства общества в 1903 году пришли в упадок пристань и железная дорога.

Одновременно с пристанью возле казахского аула №5, в урочище Кызыл Шырпы, появилось новое поселение из глинобитных домиков, где жила казахская беднота, работавшая на пристани и железной дороге. После переселения крестьян, с 1906 года, население этого поселка постепенно увеличивалось. Поселение, названное Глинкой, к 1911 году достигло 1000 человек. В 1912—1913 годах произошли изменения в жизни бывшей пристани и Глинки. В июне 1914 года учреждено новое «Киргизское горнопромышленное общество» по добыче экибастузского угля и открыта железная дорога, после почти десятилетнего бездействия. Оживилась работа на пристани, посёлок Ермак вырос в крупное село.

В 1917 году в одной из объяснительных записок о состоянии пристани и железной дороги было записано, что на Воскресенской пристани имелось пассажирское здание вокзала площадью 35 кв. метров, депо полукаменное, полужелезное, на 4 паровоза, площадью 88 кв. метров. При депо имелись мастерские площадью 18 кв. метров, кузница, столярная мастерская и склад. Все постройки - из самана, крытые железом. До 30 жилых домов, деревянных и земляных, общей площадью до 330 кв. метров. Имелась баня, водоснабжение осуществлялось из Иртыша с помощью насоса, вода поступала в водоподъемное здание, где находился бак — цистерна на 2000 ведер. Насос Вертингтона питался паром от маленького котла пароходного типа. Железнодорожная контора на пристани деревянная, здесь же находилась контора — помещение для паровозных и кондукторных бригад.

.

Водный транспорт

С 2003 года возобновлено грузовое пароходство на реке Иртыш.

.

Ж/Д транспорт

В 1923 году к городу была подведена железная дорога.

В 20-х же годах строится новое деревянное здание для предполагаемого железнодорожного вокзала в районе нынешнего локомотивного депо. Само по себе оно представляло интереснейший образчик деревянного зодчества, пережило социализм и перестройку, но в эпоху "дикого капитализма", попав в частные руки, сгорело.

В 1924г. пущена в эксплуатацию железная дорога Славгород - Кулунда - Павлодар. Построена станция Павлодар.

В 1949 году построен ж/д мост через реку Иртыш.

В 1952 году запущен первый рейс - в Ермак.

До 1953 года Павлодар оставался тупиком, пока не построили железную дорогу на Акмолинск через Экибастуз.

В 1953 году было завершено строительство Южно-Сибирской железной дороги.

20 декабря 1953г. - запущена железная дорога “Павлодар-Акмолинск”.

Все работы конца 40-х - начала 50-х по строительству ж/д узла в нашей области проводились на фоне создания Семипалатинского ядерного полигона, находящегося в том числе и на территории нашего края.

В 60-х гг за счет заводов идет реконструкция всего павлодарского железнодорожного узла.

17 мая 1998 года начато строительство железнодорожной линии Аксу-Конечная.
Декабрь 2000 год - две бригады путеукладчиков, ведущих прокладку полотна железной дороги Аксу-Конечная, встретились у села Коктобе Майского района.
19 июня 2001г. состоялось открытие новой железной дороги Аксу-Дегелен, связывающей между собой северные и восточные регионы Казахстана.
Железная дорога Аксу-Конечная стала первой железной дорогой, построенной в суверенном Казахстане.

.

Автотранспорт

Трамвай:

Павлодар слывёт "трамвайной столицей" Казахстана.

В 1965 г. вводится в строй первый участок трамвайной линии.

30 декабря 1991 года вступила в строй новая трамвайная линия в Павлодаре по ул. Кутузова до пересечения с ул. Ломова.

.

Авиатранспорт

Авиация появилась позже остальных видов транспорта, поэтому и в нашей области авиасообщение стало развиваться сравнительно недавно.

1948, июль - открыты авиалинии Павлодар-Караганда и Павлодар-Акмолинск.

1949, июнь - первый поршневой двухмоторный самолет "ЛИ-2" открыл маршрут Павлодар-Москва.

В 1949г. - в аэропорту Павлодара приземлился первый турбовинтовой самолёт "Ан-24" из Алма-Аты.

1976, июнь - на аэродроме Павлодара приземлился первый турбореактивный лайнер "ТУ-154".

1990, август - организована таможенная служба, первый пост - в аэропорту Павлодара.

Первым стал Павлодар - аэропорт построен в 1949 году.

Дата открытия 1970.

Вид аэродрома: гражданский.

Теперь носит международный статус.

В настоящее время обеспечивает выполнение регулярных рейсов в Алматы, Астану, Москву, а также в летний период в Минск и Анталию.

В 1990-е годы построен аэропорт в Екибастузе.

В 2006 году введено новое здание аэропорта. С новым зданием аэропорт проработал 2 года, затем в 2008 году его законсервировали.

Вид аэродрома: гражданский.

Аэродром Экибастуз 2 класса, способен принимать самолёты Ту-134, Як-42 и более лёгкие, а также вертолёты всех типов.

В связи с развитием туризма в Баянаульском районе начали строить третий аэропорт - в Баянауле.

.

Дополнительно

Почитать:

Город Аксу

В акимате Баянаульского района перебирают варианты, как использовать незаконно построенный аэродром

Посмотреть:

.