География > Районы > Щербактинский район:

Шарбакты - герб

Шарбакты[1]

Шарбакты
статус посёлок
район Шарбактинский
сельский округ Шарбактинский
код КАТО 556830100
ID населенного пункта A8467
почтовый индекс (старый образец) 141100
телефонный код +7 (71836)
год основания 1920
население 7591 (2019)

Расположение:

  • на Кулундинской равнине
  • на высоте 152 метра над уровнем моря
  • в 85 км к северо-востоку от Павлодара
  • международная автотрасса «Барнаул-Павлодар» А-18,

+ автотрассы Шарбакты-Шалдай, Шарбакты-Успенка, есть автостанция.

  • международная ж/д «Барнаул-Павлодар» - станция Шарбакты.

Райцентр расположен по обе стороны железной дороги «Павлодар – Кулунда – Барнаул»,
строительство которой происходило в 1918-1922 годах».

Идёт загрузка карты…

Топографическая карта:

Шарбакты (Шарбактинский район) - топо-карта

В селе построены следующие предприятия: элеватор, мебельная фабрика, швейный цех, райпромкомбинат, нефтебаза, ремонтные мастерские, автотранспортное предприятие.

В 1963 году на базе Щербактинского училища механизации сельского хозяйства образован Щербактинский техникум механизации и электрификации сельского хозяйства.

Железнодорожная станция Щарбакты расположена на административной территории села Щербакты Щербактинского района. Принадлежит Кустанайскому отделению Казахстанских железных дорог и имеет код единой сетевой разметки под номером: 697302.
Станция Щарбакты, 521,1 км, находится на железнодорожной линии Сороковая - Кулунда-Экспорт (Казахстан), между Разъездом №127 и Разъездом №128.
Через станцию проходят такие пассажирские поезда, как Павлодар – Кулунда, Караганды Пасс – Новокузнецк, Куркамыс – Павлодар и другие.

.

Администрация

Шарбактинский сельский округ (Ш.р-н)

Административный центр (и единственный населённый пункт?) Шарбактинского сельского округа.

В состав сельского округа также входят села Богодаровка, Малиновка, Сынтас, Татьяновка

.

История

Основано в 1920 году в связи со строительством железной дороги Павлодар-Татарская.

Названо по урочищу «Шарбакты» (в дословном переводе «урочище, обнесённое оградой»). Термин подвергся адаптации украинского языка и получилось Щербакты.

Районный центр с 1931 года.

14 января 1961 года село Щербакты получило статус городского посёлка (? - Поселок городского типа с 1960 года).

В сентябре 1973 г. была открыта музыкальная школа.

Прежние названия: до 11.04.2001 г. — Шарбакты.

.

Достопримечательности

В центре Шарбакты очень интересно в форме треугольника расположены храмы трёх разных конфессий - мусульманской, православной и римско-католической.

Мечеть «Кызыр»

Шарбакты - мечеть

Открылась 23 марта 1999 году.
Основатель Смагулов Сапаргельды Кызырович.
Площадью 0.7973 м2.
Вместительность 150 человек.

Церковь православная

Шарбакты - Елизаветинский храм

В октябре 1997 года православные жители села обратились к архиепископу Алма-Атинскому и Семипалатинскому Алексию (Кутепову) с просьбой благословить открытие в селе прихода.
28 октября 1997 года было получено архипастырское благословение на образование прихода во имя преподобномученицы великой княгини Елисаветы.
28 февраля 2000 года приход получил государственную регистрацию.
В июле 2000 года для православной общины акиматом села выделено здание, в котором до этого размещались районная больница и санитарно-эпидемиологическая станция.
Площадь: 0,5155 га.
Вместительность: 100 человек.
В 2002 году к зданию храма была пристроена колокольня.

.

Церковь католическая

Шарбакты - костел

История ее началась с депортации немцев из Саратовской области.
В 1956 году прошла реабилитация политзаключённых, из славгородской тюрьмы был освобождён священник Антон Жишкъявичус, который тайно проводил таинства и в Щербактах.
В 1970-х годах жителям удалось открыть легальный молельный дом, для которого из Прибалтики привезли две статуи сердца Иисуса и сердца Марии и мощи св. Казимира.
В 1996 году освятили новый храм, интерьер которого затем был реконструирован в стиле рококо.
Открылась в 1997 году.
Дата регистрации: 20 января 1997 года.
Площадь: 993 м2.
Вместительность: 300 человек.

История Прихода

В Щербактинский район Павлодарской области в 1941 г. были насильственно депортированы немцы в связи с началом Великой отечественной войны. Вокруг п. Щербакты в основном оказались жители католической деревни Брабандер Саратовской области. Уже в Поволжье они потеряли священников. Для сохранения веры среди своих односельчан трудился только мирянин Александр Граф – слепой человек, который еще в Поволжье, а позже здесь, в нашем районе, учил людей вере, молился с ними и крестил их.
Верующие собирались по домам и на кладбищах.

При реабилитации политических заключенных в 1956 г. из тюрьмы г. Славгорода Алтайского края был освобожден священник Антон Жишкъявичус, который стал тайно уделять таинства в деревнях нашего прихода. Многие католики были крещены в конце 50-х годов. Но о. Антону, в конце концов, пришлось переехать во Фрунзе (нынешний Бишкек).

Уже в начале 70-х годов прихожанин Егор Гергардович Латтеган начал добиваться официальной регистрации католической общины в Шарбакты. Власти неоднократно наказывали его за это, но все же благодаря его мужеству и верности католики смогли в 1979 г. открыть легальный молитвенный дом.

Еще раньше Егор Гергардович связался с о. Александром Бенем, который стал тайно уделять таинства верующим прихода.

Для молитвенного дома верующие получили из Прибалтики две большие статуи Сердца Иисуса и сердца Марии и реликвию св. Казимира. Этот святой должен был стать покровителем прихода.

С 1978 г. верующих в п. Щербакты ежемесячно посещал о. Франц, который был тогда настоятелем в г. Павлодаре. После его смерти 23 марта 1983 г. иногда приезжали священники из Прибалтики и других городов Казахстана: о. Иоанн Зубрас из Литвы, о. Болислав Бабраускас из Целинограда, о. Витанис Вашкалис, о. Виктор, о. Рафаэль, а затем о. Альбинас из Караганды.

На рубеже 1985 и 1986 гг. в п. Щербакты побывал греко-католический епископ Иосиф Чебурек, который уделил здесь многим верующим таинство миропомазания.

В марте 1990 г. в Павлодар был назначен настоятель – молодой священник родом из Караганды о. Иосиф Шмидтляйн. Отныне св. Месса еженедельно совершалась в с. Щербакты, а через некоторое время и в трех других деревнях нашего прихода.

После провозглашения свободы вероисповедания в СССР в богослужениях стало участвовать много людей, и о. Иосиф начал строительство нового храма в с. Щербакты.

В августе 1992 г. к Щербакты приехали епископ Пауль Мария Хнилица из Рима, освятивший землю для нового храма, и епископ из Караганды Ян Павел Ленга, уделивший многим таинство миропомазания.

В 1993 г. в село приехали на миссию сестры Семьи Марии.

В 1994 г. в нашем приходе начали служить два священника – о. Жан-Марк Стооп и о. Лаврентий Шамбергер.

В августе 1996 г. был освящен новопостроенный храм во славу Божьего провидения, что стало для прихода большим праздником. Этому событию предшествовали годы настойчивых молитв и жертв верующих.

В 2004 г. на миссию приехал о. Бонавентура Гарофало. Так как у храма были серьезные недостатки, новый настоятель начал реконструкцию, которая продлилась два года. Полностью поменялся интерьер церкви, отделка была сделана в стиле рококо. И вот 29 сентября 2013 г. отреставрированный храм был освящен. В алтарь нашего храма добавлены к мощам св. Казимира добавлены мощи св. Николая Чудотворца, св. Себастьяна и св. Фиделия Сигмарингенского.

25 сентября 2013 г. Архиепископ Томаш Пэта установлил приходской храм Архиепархиальным Святилищем Божьего Провидения.

Точки обслуживания:

.

Историко-краеведческий музей

В эксплуатацию здание ввели в 1956 году.
Площадь музея занимает 222,1 м2.

Музей основан на основании решения акима Шарбактинского района №1-131р от 6 сентября 1999 года.
Открыл свои двери 1 января 2000 года.

В 2017 году в рамках проведения международной специализированной выставки ЭКСПО-2017 Шарбактинский музей стал одним из объектов туристического маршрута для иностранных гостей.

Экспозиция музея состоит из двух залов. Также имеется конференционный зал.

Экспозиционные залы знакомят
с историей образования Шарбактинского района, представленные материалами и фотодокументами,
атрибутами материальной и духовной культуры коренного и переселенческого населения;
с историей становления района и развития села Шарбакты, с его знатными людьми, с крупными ТОО «Победа», «Абая», «Болашак», КХ «Карашаш», лесного резервата «Ертис орманы»;
со сменой общественно-экономического строя, революционными событиями, гражданской войной, коренными изменениями в экономическом укладе, политическими репрессиями, Великой Отечественной войной, поднятием целинных и залежных земель, строительством в послевоенное время жилых домов, социальных и промышленных объектов, становлением государственного суверенитета Республики Казахстан и исторической роли Президента Н.А. Назарбаева в строительстве независимого демократического государства.

В музее проводятся обзорные и тематические экскурсии, краеведческие уроки и мероприятия  на казахском и русском языках для всех категорий посетителей.

В фондах музея хранятся личные вещи, фото и видео материалы, подлинные документы и фотографии по истории района, бытовая утварь переселенцев.
Среди них есть уникальные экспонаты: Женский костюм Воронежской губернии XІХ века, домбра мастера Аубакирова Уахита, ткацкий станок начало  ХХ века и т.д.

Массово-просветительская деятельность направлена на воспитание молодежи патриотической любви к Отечеству, родному краю, на укрепление стабильности, согласия между народами различных национальностей проживающих на территории района и знакомству с интересными, творческими людьми Шарбактинского района: организации краеведческих уроков, экскурсий, лекций, вечеров-встреч, которые проводятся в сотрудничестве со средними образовательными школами, аграрно-техническим колледжем и общественными объединениями.

В работе музея большое значение имеет издательская деятельность. Ежегодно выпускаются альбомы, буклеты, брошюры, каталоги по фондам музея.

Деятельность музея отмечена дипломами и грамотами управления культуры Павлодарской области, Малой Ассамблеи народа Казахстана Павлодарской области.
В 2014 году Союзом Национального бизнес-рейтинга Шарбактинский музей был удостоен почетного звания «Государственное предприятие года 2014».
В 2017 году по результатам областного конкурса «Лучшее учреждение года в сфере культуры и архивов» музей получил номинацию «Лучший музей» и был награжден Благодарственным письмом акима Павлодарской области Б.Бакауова.
В 2018 году музей был отмечен Благодарственным письмом Министерства культуры и спорта РК на фестивале «Рухани Казына -2018».

Веб-страница: www.facebook.com/sherbkraymuz

.

«Щербактинская церковь христиан – адвентистов седьмого дня».
Открылась в 2002 году.
Дата регистрации 16 января 2002 года.
Площадью 0,1766 га.
Вместительность: 30 человек.

Дом Культуры.

Шарбактинская центральная районная библиотека[2].

ГККП «Центр народного творчества».

  • Год построения: 1963 г.;
  • реконструкция: 1991 г.;
  • год последнего ремонта: 2012 год.

Количество посадочных мест: 297.

Шарбакты - спортцентр

Спортивный центр
физкультурно-оздоровительный комплекс Шарбактинского района – один из крупнейших в Казахстане.

Памятники:

Обелиск на братской могиле в честь погибших во время Великой Отечественной Войны.
Установлен в 1966 году.
Обелиск выложен из пескоблока и цемента. На постаменте стела, сверху звезда. Общая высота 5 м. Возле постамента плита, на ней надпись: «Вечная память героям павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины».

Мемориал в честь погибших во время Великой Отечественной войны.
Установлен 10 июля 1980 году.
Мемориал – из металлической стелы высотой 15 метров. На главной стене надпись и фрагмент изображения воинов  освободителей. Вся площадка выложена мраморной плиткой, всего 4 ступеньки, пятая площадка, на площадке расположены звезда и вечный огонь, с левого бока от фасада расположена звезда и цифры 1941-1945 г.

Памятник жертвам политических репрессии.
Установлен в 2003 году.
Камень гранитный.

.

Знаменитости

Музафар Алимбаев [3] (Псевдонимы: Малим) (1923 в ауле Маралды Щербактинского района - 2017) Казахский поэт и переводчик, литературовед, детский писатель. Лауреат Государственной премии Казахской ССР. Заслуженный работник культуры Казахской ССР (1978), Народный писатель Казахстана (1994). Почётный гражданин Павлодарской области.

Ермилова Мария Ивановна (р.1939, Шарбакты) швея-мотористка, лауреата Государственной премии Казахской ССР (в 1978 г.) депутат Верховного Совета Казахской ССР 10-го созыва (1980 г.)

.

Память

Улицы:

Абенова улица (147 записей)

Абылай хана улица (7 записей)

Павла Антонова [4]

БАЯН БАТЫРА улица (48 записей)

Богенбай батыра улица (140 записей)

Владимира Полякова [5]

Владимира Е. Чайко

Естая

Ивана Ворушина

Кабанбай батыра

Канаша Камзина

Каныша Сатпаева

Малайсары тархана

Музафара Алимбаева

Наурызбай батыра

Смагулова

Степана Токарева

Талгата Бигельдинова[6]

.

Дополнительно

Почитать:

Приграничный Щербактинский район. Как дом зависит от соседа

Приход Елизаветинского храма села Шарбакты

Щербактинский историко-краеведческий музей

Приход Марии - Помощи христианам (Шарбакты)

Посмотреть:

.