География > Районы > Аккулинский район:

Ямышево[1]

Ямышево
статус село
район Аккулинский
сельский округ Ямышевский
код КАТО 555263100
ID населенного пункта A6619
почтовый индекс (старый образец) 140710
телефонный код +7 (71839)
год основания 1715
население 1095 (2016)

Расположение:

  • на правом берегу реки Иртыша (есть пристань) возле озера Калатуз.
  • автотрасса М-38, есть автостанция.

Идёт загрузка карты…

.

Администрация

Ямышевский сельский округ

Административный центр Ямышевского сельского округа.

В составе с/о также состоят села Кызылкогам, Тлектес.

.

История

Первое упоминание 1204-06 года: карта дорог монгольской империи.

Татары в начале 13-го века обнаружили и зафиксировали в своих письменах соленое озеро и расположенное рядом оседлое поселение. Поселение было постоянным и оседлым, так как местные целители-емши не имели права оставлять свое поселение и занимались проведением религиозно-культовых обрядов в честь Тенгри, Умай, Жер-Су, духов предков аруахов, а также шаманством и лечением.

Григорий Потанин в своем автобиографическом романе «Воспоминания», ссылаясь на записки отца Палладия, пишет: "В XIII веке по приказу Чингисхана была изготовлена карта Монголии, в ней на том месте, где позже появилась станица Ямышевская, можно прочитать слово «Емишин». Также четко просматриваются здания церкви, мечети, караван-сарая, Вот видите с каких пор существует Ямышевская ярмарка… сюда шли караваны за солью из самой Кашгарии. Они весь путь проделывали за 90 дней."

22 мая 1714 года Петр 1 издал Указ о строительстве крепости у Ямыш-озера. Официально этот документ назывался «О походе в Колмацкую землю».

В 1915 году в Томске был выпущен сборник, приуроченный к 80-летию Григория Николаевича Потанина. В сборник включен очерк А.С. и А.Б. Герасимовых «Из истории Ямышевского поселка - родины Г.Н.Потанина». В нем довольно подробно говорится о предыстории появления царского Указа. Вот что они пишут: «Ямышевский поселок… относится к числу первых русских поселений на Иртыше. Вблизи селения находится соленое озеро (Ямышевское), о котором издавна было известно, что оно богато хорошей солью. Экспедиция удалась и с этого времени русские стали нередко посещать Ямышевское озеро. Частые посещения этого места русскими создали здесь ярмарку, на которую стали съезжаться торговые люди из разных концов края. В 1714 году тогдашний Сибирский наместник князь Гагарин обратился к правительству с предложением овладеть Иртышом, чтобы иметь свободный доступ к золотым россыпям Эркети (Яркенда). Петр 1 написал на донесении Гагарина: «Построить город у Ямышева озера и идти далее до города Эркети и онымь искать овладеть». В 1715 году специальная экспедиция под начальством подполковника Бухгольца отправилась из Тобольска вверх по Иртышу на 32 досчаниках и 27 лодках, с тремя тысячами человек и со штабом, в котором находилось несколько шведских пленных офицеров, знакомых с инженерным, артиллерийским и горным искусствами. Первого октября Бухгольц достиг Ямышевского озера и при содействии артиллерийского поручика Календера построил Ямышевскую крепость. Но весной русские были осаждены джунгарами и вынуждены были отказаться от крепости и возвратиться. Укрепления крепости были уничтожены. Эта неудача не удержала русских и в том же году была направлена новая экспедиция под начальством подполковника Метигорова, который овладел Ямышевским укреплением, возобновил крепость и укрепил ее, оставив сильный гарнизон. С этого времени Ямышевская крепость составила звено в первой цепи крепостей, построенных для удержания Прииртышского края."

Самым первым населенным пунктом на географической карте Прииртышья отмечено село Ямышево.
Оно возникло в 1715 году под именем Ямышевской крепости близ соленого Ямышевского озера.
Основателем крепости считается русский офицер петровских времен Иван Дмитриевич Бухгольц.
Топоним «Ямышевская» происходит от названия озера Ямыш (от монгольского слово «ям» - почта, отсюда «ямыш» - почтальон, по другой версии - от татарского «ямыш» - ягодные места).
На этом месте до прихода русских был почтовый двор, а позднее - острог и ярмарка.

В октябре 1715 года русскими казаками была основана Ямышевская крепость. Это самое раннее русское поселение на территории области.

В феврале 1716 года крепость была срыта после осады 10-тысячного отряда джунгар.

В 1716 же году была вновь восстановлена подполковником Матигоровым и усилена в 1717 году подполковником Ступиным.

Впоследствии крепость стала опорным пунктом для продвижения русских по Иртышу.

В конце первой четверти XVIII века крепость стала важным пунктом торговли. Существовала ярмарка.

В 1836 году крепость была упразднена по ходатайству Западно-Сибирского генерал-губернатора князя Горчакова и стала называться Ямышевской казачьей станицей.

Топонимика

Ямышево от названия озера, Ямыш

Ямыш т.е. - Емшi

Название Емічі, Емичи (монгольский вариант на тюркское название Еміші, Емші (казахский вариант): Ем-лечение, ішi- внутренность.  «Лечение внутренностей», «Целебное».

Вторая версия Әміш, (казахский вариант) из легенд коренных жителей, который имеет право на существование. Аналогичные имена в казахском языке встречаются Әміш, Әбіш, Мәміш, и т.д. Емші Әміш, имя человека лекаря, настоятеля озера, один из последних приемников хозяев озера (из легенд коренного населения и переселенцев).

Эти варианты не противоречат друг другу, с помощью грязи излечивали недуги людей, переломы, вывихи, остеохондрозы, ревматические заболевания, псориозы и многое другое. Название Ямыш встречается в русских источниках как (Йемыш, Йямыш, Емыш, Яныш, Еныш русифицированный вариант), т. к. звука и буквы «Ә» в русском языке нет, и еще нужно учитывать разный говор русского языка 17-18 вв и как легче было произнести то или иное нерусское слово (например казахское/тюркское Елу-Тур русским удобнее было употребить  Ялуторвск, Ертiс - Иртыш, Ермен - Ирмень, Кереку ер - Коряков яр, Ел бай - Ялобай, Ел емес - Яломас и т.д.) Речь идет о названии соленного озера и селения около него.

Туз кала

Село Ямышево имеет два названия, казахи называют Туз-қала, Соль-град (солегорск).
Связано со времен массовой добычи соли на соленном озере.
Соль добывалась англичанами на озере до 1923-24 годов.

.

Природа

В физико-географическом отношении этот район расположен в пределах Западносибирской низменности и занимает южную наиболее  пониженную часть Иртышской впадины.

По геоморфологическому признаку эта местность относится к области аллювиально-пролювиальных аккумулятивных равнин и долин рек и приурочен к надпойменной террасе реки Иртыш.

Территория села Ямышево, окрестности принадлежат к зоне сухих степей с полынно- и ковыльно-типчаковой растительностью, которые используются как пастбище.

Древесная растительность представлена лесопосадками: карагач-вяз, облепиха, лох, тополь, клен, береза, сосна.

В пойме Иртыша - островные леса и пойменные, в основном это тополь, осина, талник-ивовые, боярышник, кустарниковые, шиповник.

Река Иртыш, пойменные речки Преснуха, Старица, Кара су, Тал су,

Пойменное озеро Пресное, степное озеро Калатуз.

Грунтовые воды залегают глубине 6 метров. Имеются места от 1,5 до 3 метров.

.

Достопримечательности

Соленное озеро Калатуз.
Слово "кала туз" говорит о множественном количестве соли.
Например слово «қала коль» говорит о множественном количестве озер в одном месте.

Озеро «Пресное» (Хальбердское)

«Үлы Көл» - Озеро Великих царей.
Один из пленных джунгар рассказывал: издревле озеро считается озером великих царей.
Вокруг озера находятся 17 курганов возрастом 2500-3500 лет.
В 1951 году здесь велись раскопки Ленинградскими ученными. Курганы в основном разорены. Имеют окружную форму в диаметре от 10 до 20 метров, высотой от см до 60 см.

Въездная арка. Ямышевские врата. «Туз кала қақпасы»

Мечеть «Шакир-Мария».

музей

Памятники:

обелиск между школой детсадом, по улице Советов.

Памятник воинам ВОВ в конце улиц Желтоксан и Синицина у старого клуба.

Захоронение красногвардейцев, находится в 200 метрах на северо-запад от села.

.

Знаменитости

В 1835 году в Ямышевской крепости родился русский географ Григорий Николаевич Потанин.

.

Память

Улицы в честь:

Айгожы Сакиянова улица (41 записей)

Ивана Синицина

Каныша Сатпаева

Капсаттара Смаилова

.

Дополнительно

Почитать:

Ямышево — предтеча Омска

Владимир Куприн - Как возникло Ямыш-озеро, как любой соляной водоём

Топономика экспедиции Бухгольца-3. общие сведения об Ямышевом озере

Посмотреть:

.